статья "Спитцер" разглядел инозвездный пояс астероидов

Максим Борисов, 21.04.2005
Рассвет в мире астероидов. Иллюстрация NASA/JPL-Caltech/R. Hurt (SSC) с сайта spitzer.caltech.edu

Космический телескоп NASA "Спитцер" (Spitzer Space Telescope) обнаружил вблизи чужой солнцеподобной звезды образование, которое вполне может оказаться мощным астероидным поясом, гораздо более обширным, чем тот, что располагается в Солнечной системе между орбитами Марса и Юпитера (другой, менее вероятный вариант: образование может представлять собой остаток гигантской кометы размером с Плутон, ворвавшейся во внутреннюю часть звездной системы). Это открытие предоставляет астрономам редкую возможность изучить процессы, протекающие в другой звездной системе, напоминающей наш собственный звездный дом, и позволит сделать новые шаги к пониманию механизмов формирования планет, подобных Земле.

Если это новое открытие получит подтверждение, то ученые впервые смогут изучить пояс астероидов, принадлежащий звезде примерно того же самого возраста и "комплекции", что и наше Солнце. Эта звезда, обозначаемая как HD69830, расположена от нас на расстоянии в 41 световой год. Астрономам известны еще два других инозвездных астероидных пояса, однако они обращаются вокруг более молодых и более массивных звезд.

Несмотря на то, что астероидный пояс у HD69830 представляет собой довольно близкий аналог околосолнечного, назвать его точным подобием нашего рука ни у кого не поднимется. Он гораздо более плотный и содержит в 25 раз больше вещества. Если бы наша Солнечная система имела столь плотный астероидный пояс, то его пыль светилась бы на ночном небе в виде обширной яркой полосы. К тому же этот инозвездный пояс расположен гораздо ближе к своей родительской звезде. Наш пояс астероидов размещается между орбитами Марса и Юпитера, тогда как чужой занимает то место, где в Солнечной системе располагается орбита Венеры.

Пояса астероидов - это места всеобщей свалки планетных систем. Они замусорены каменистыми "отходами" неудавшихся планет, которые время от времени врезаются друг в друга, порождая облака пыли (столкновения происходят довольно часто, раз в тысячу лет). В нашей собственной Солнечной системе астероиды тоже иногда сталкиваются с Землей, Луной и другими планетами.

Поскольку астероидный пояс HD69830 содержит гораздо больше объектов, чем наш, столкновения там происходят гораздо чаще и последствия их гораздо заметнее, что и позволило "Спитцеру" совершить свое открытие. В этом смысле наша Солнечная система в ее современном состоянии - гораздо более спокойное место, и катастрофические столкновения Земли с астероидами (вроде того, что привело к вымиранию динозавров) происходят всего лишь раз в 100 миллионов лет или около того.

"Астероиды - это те самые так и не пошедшие в дело "кирпичики", из которых когда-то складывались планеты земной группы, - объясняет доктор Чарльз Бейчман (Charles Beichman) из Калифорнийского технологического института (California Institute of Technology, Пасадена), автор статьи, которая публикуется в "Астрофизическом журнале" (Astrophysical Journal). - Мы пока не способны непосредственным образом разглядеть планеты, похожие на Землю, но находящиеся в других звездных системах, однако теперь мы можем изучить их пылевые "окаменелости"".

NASA's Spitzer Telescope Sees Signs of Alien Asteroid Belt - Press Release