новость Правозащитники: Мы потеряем Кавказ

03.09.2009

В течение лета 2009 года в Дагестане, Чечне и Ингушетии непрерывно приходили сообщения о преступлениях, ответственность за которые, с большой вероятностью, несут властные и "силовые" структуры, проводящие так называемые "контртеррористические операции" в республиках, заявляют российские правозащитники. На Северном Кавказе похищают, пытают и убивают людей. Силовики представляют убитых как боевиков, оказавших сопротивление и уничтоженных в ходе боевых столкновений и спецопераций, говорят правозащитники. Однако на телах погибших отчетливо видны следы пыток, а многочисленные очевидцы свидетельствуют, что эти люди были похищены силовиками.

Эта информация прозвучала на пресс-конференции "Лето 2009 года. "Эскадроны смерти" на Северном Кавказе". В ней приняли участие председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, председатель комитета "Гражданское содействие", член совета правозащитного центра "Мемориал" Светлана Ганнушкина, председатель организации "Матери Дагестана за права человека" Светлана Исаева, исполнительный директор движения "За права человека" Лев Пономарев и член совета правозащитного центра "Мемориал" Александр Черкасов. Как сказал Пономарев, поводом для проведения конференции стало похищение пяти молодых людей в Махачкале. Трое из них погибли, двоим удалось спастись - они свидетели преступления, и теперь есть возможность выяснить механизм работы "эскадронов смерти".

Власти обычно отказываются идти на контакт с теми, кто требует расследовать совершенные похищения и бессудные казни и прекратить эту практику, отмечают участники конференции. В регионе продолжаются преследования правозащитников. 15 июля в Чечне была похищена и убита сотрудница "Мемориала" Наталья Эстемирова, а 10 августа - руководитель организации "Спасем поколение" Зарема Садулаева. В Дагестане в ночь на 20 августа был сожжен офис организации "Матери Дагестана за права человека".

По данным "Матерей Дагестана", в республике в феврале - августе 2009 года там было зафиксировано похищение 25 человек. 12 из них были убиты, трое находятся под следствием, двоим удалось бежать. Об остальных трех нет никаких сведений.

Александр Черкасов напомнил, что с 2000 года "Мемориал" постоянно сообщает о нелегальных тюрьмах, пытках и бессудных казнях в Чечне, и подчеркнул, что федеральный центр на Северном Кавказе за это время не смог навести порядок и защитить граждан. На Северном Кавказе "эскадроны смерти", характерные для диктаторских режимов, действуют уже более 10 лет, сказал член совета "Мемориала". Сложилась система насилия, неотъемлемые части которой - пытки, похищения, нелегальные тюрьмы, внесудебные казни.

Черкасов отметил, что в Чечне после двух лет относительного затишья участились похищения людей: если в 2007 году в республике было выявлено 35 похищений, в 2008 году - 42, то лишь за первое полугодие 2009 года стало известно о 79 таких случаях. Также увеличилось число взрывов, произведенных смертниками.

Государственная политика контртеррора обернулась террором, федеральный центр утратил контроль над ситуацией на Северном Кавказе, а силовые структуры вышли из-под контроля и все более криминализируются, сказал Черкасов.

Настоящая борьба с вооруженным подпольем опасна, в ходе нее сотрудники ФСБ могли погибнуть, и теперь опять началось то же, что было при прежнем президенте Зязикове, указала Алексеева. ФСБ заинтересовано в том, чтобы хозяйничать в республике, хватая мирных жителей, к тому же в результате таких действий новые молодые люди уйдут к боевикам, а силовики будут получать новые должности и звания - это карьера на крови, подчеркнула правозащитница. Светлана Ганнушкина, член Совета Правозащитного центра "Мемориал", председатель Комитета "Гражданское содействие": "Каждый день мы получаем сообщения, что то кто-то похищен, что найдены чьи-то трупы. Каждый день мы об этом говорим и пишем". Люди обращаются в правозащитные организации, но они просят не называть их имен. В Дагестане и Ингушетии народ протестует против творящегося насилия. В Чечне же царит атмосфера страха. Страх становится составной частью личности человека, как было в сталинские времена, и это расползается по всей России. За 10 лет можно было понять, что при таких способах борьбы с боевиками только больше молодых людей уходит "в лес". Алексеева делится: "Нам казалось, что это поняли, когда Медведев убрал ненавидимого в Ингушетии Зязикова и поставил на его место уважаемого в республике Евкурова". Два месяца после назначения в Ингушетии была тишина. Евкуров действовал разумно: заставлял ФСБ не охотиться за мирными ребятами, а бороться с подпольем. А потом силовые структуры вышли из-под контроля. ФСБ выгодно хозяйничать на Кавказе - не бороться с подпольем, а забирать мирных людей: с одной стороны, это безопасное продвижение по службе, а с другой - больше людей уходит "в лес", подполье разрастается, и, значит, будет доказательство того, что надо и дальше "хватать-хватать-хватать и получать свои должности". Это карьера на крови. "В конечном итоге мы потеряем Кавказ, - считает Алексеева ("А потом и Россию", - добавляет Ганнушкина). - Мы живем в больной, ненормальной стране. Не верю, что что-то изменится. Наше руководство не имеет воли и не имеет уже возможности остановить эту кровавую мясорубку, которую в республиках устраивают силовики".

03.09.2009