статья Марсианское охвостье

Максим Борисов, 24.07.2007
Марс. Фото с сайта www.fpsoftlab.com

У Марса найден еще один, четвертый по счету "троянский" астероид-компаньон. Объект, получивший обозначение 2007 NS2, был обнаружен 16 июля астрономами Обсерватории La Sagra, расположенной на юге Испании. Согласно предварительным оценкам, основанным на визуальной яркости этого объекта, поперечник небесного тела составляет примерно 1 километр.

2007 NS2 движется вслед за Марсом по его орбите, занимая точку Лагранжа L5, которая отстает от Красной планеты на 60° по отношению к Солнцу (это на расстоянии одного радиуса марсианской орбиты). В L5 находятся еще два "троянца", в то время как четвертый такого рода объект движется перед Марсом в 60° до него в точке либрации L4 (всего имеется пять точек устойчивости, при этом не упомянутые здесь L1, L2 и L3 лежат на линии, соединяющей Солнце и планету).

После открытия 2007 NS2, астрономы нашли тот же астероид и на старых фотографиях, сделанных в 1998 г. в рамках проектов LONEOS и LINEAR (Lincoln Laboratory Near-Earth Asteroid Research) - программы поиска и исследований околоземных объектов (Near Earth Object - NEO) в Линкольновской лаборатории. Это позволило исследователям уточнить параметры орбиты (в частности, этому способствовали вычисления Альдо Витальяно (Aldo Vitagliano) из итальянского Университета имени Федерико II (Università di Napoli Federico II) в Неаполе)

Точки Лагранжа. Схема с сайта www.vokrugsveta.ru Марс принадлежит к числу трех планет Солнечной системы, обладающих "троянскими" (Trojans) объектами на своей орбите. Приблизительно 2200 известных Троянцев и Греков сопровождают подобным образом Юпитер и несколько таких объектов найдено у Нептуна. У Земли "троянцев" пока не обнаружено, хотя они также могут существовать (наблюдения за подобными объектами, предположительно находящимися в точках L4 и L5 на земной орбите, осложняются тем, что они всегда неудачно освещаются солнцем и к тому же видны лишь в утреннее и вечернее время). Зато известны так называемые коорбитальные астероиды (например, 200-метровый 2005 GU9, 2003 YN107, 2002 AA29 или 5-километровый Круитне (3753 Cruithne), открытый в 1986 году), которые "наматывают" широкие спирали вокруг земной орбиты и постепенно дрейфуют, отступая или забегая перед Землей (траектория этого довольно замысловатого движения напоминает гигантскую подкову). Подобная конфигурация нестабильна, поэтому такие объекты являются лишь временными компаньонами нашей планеты.

Юпитер и Нептун, возможно, получили своих "троянцев" приблизительно 3,8 миллиарда лет тому назад, в те времена, когда орбиты этих планет менялись, и под действием их гравитационных полей множество кометоподобных объектов также смещалось со своих орбит. Ну а марсианские "троянцы", скорее всего, собрались в точках Лагранжа в гораздо более ранний период, вскоре после возникновения Солнечной системы (свыше 4,5 миллиарда лет назад). По крайней мере так считает специалист по "троянцам" Алессандро Морбидели (Alessandro Morbidelli) из французской Обсерватории Лазурного берега (Observatoire de la Côte d'Azur) в Нице.

Tiny asteroid 'groupie' found trailing after Mars - New Scientist