статья Русла высохших рек на Марсе - следствие планетарных катастроф

Максим Борисов, 09.12.2002

Периоды, когда климат на Марсе был теплым и влажным, скорее всего были очень кратковременными и наступали только после глобальных катастроф, вызванных столкновениями с астероидами. Так считают исследователи из Университета Колорадо. Тем не менее, данные, переданные с космического зонда "Марс Одиссей", который находится сейчас на марсианской орбите, свидетельствуют о наличии на планете большого количества водяного льда.

Ученые из Университета Колорадо занимались проблемой происхождения некоторых участков марсианского рельефа. На снимках Марса можно разглядеть очертания каналов, пойм, даже целый океанский бассейн в северном полушарии планеты. Речные русла на Марсе были обнаружены в 70-ых годах прошлого века. Эти изображения позволили многим планетологам строить предположения о раннем более теплом и влажном периоде существования Марса. Тогда на его поверхности могла бы удерживаться вода в жидком состоянии и возможно было бы появление жизни. Колорадское исследование ставит крест на подобных мечтаниях.

Ученые смоделировали последствия столкновений Марса с крупными астероидами и кометами 3,5 млрд лет назад, когда и сформировались особенности "водного" рельефа, заметные ныне (сам Марс сформировался около 4 млрд лет назад). В течение этого периода примерно раз в 10-20 миллионов лет в планету врезались гигантские ледяные глыбы около 10 км в поперечнике. Удалось насчитать около 25 кратеров от подобных столкновений, диаметром от 60 до 150 миль (100-250 км). В периоды после катастроф Марс преображался - на некоторое время (речь идет о десятилетиях или максимум столетиях) климат становился теплым и влажным, но затем холод возвращался - и так до следующего катаклизма.

Доводом в пользу катастрофического происхождения подобного рельефа является то, что обнаруженные речные долины не имеют ни малейших признаков притоков, впадающих в главное русло. Это свидетельствует о том, что реки не были столь же развитыми, как "нормальные" земные.

Без достаточного количества углекислого газа в атмосфере, способного создать парниковый эффект, Марс после каждой катастрофы неизбежно вновь охлаждался, вода замерзала. Зима таким образом на Марсе была почти бесконечна и нарушалась только кратковременными периодами, когда шли дожди из кипятка и происходили внезапные наводнения. В то время как Марс, возможно, не имел прошлого, благоприятного для возникновения жизни, он может предоставить будущим своим колонистам вполне достаточные запасы воды, которые сохранились в форме льда. Такой лед был найден в северной ледяной шапке и позже под поверхностным слоем в южном полушарии. Группа специалистов из американского Геологического обзора (USGS) и Аризонского государственного университета представила первое свидетельство наличия водяного льда около марсианского Южного полюса.

Ученые использовали данные от инфракрасной камеры, установленной на "Марс Одиссей", так называемой "системы отображения теплового излучения" (Thermal Emission Imaging System - THEMIS). Хотя водяной лед уже был обнаружен в северной полярной шапке, в южной шапке до этого нашли только лед из углекислого газа. Теперь удалось зафиксировать разницу температур, говорящую о разнородном составе шапки. Новые данные свидетельствуют в пользу теории, согласно которой "сухой лед" всего лишь покрывает сверху залежи "настоящего" льда, причем углекислый слой довольно тонок. Кроме того, запасы замерзшей воды удалось обнаружить прямо под слоем пыли 2-7 миллиметров толщиной в южном полушарии. Инфракрасный датчик фиксировал ежесуточное изменение температуры поверхности планеты. Песок и пыль нагреваются довольно быстро. Камни нагреваются медленнее, но лед нагревается еще медленнее, медленнее всех остальных компонентов. Из фактического изменения температуры и были сделаны выводы о составе марсианской почвы. Кроме того, обнаружено большое количество водорода под поверхностью Марса в южном полушарии и далеко от полярной шапки. Этот водород скорее всего и входит в состав водяного льда. Эти данные добыты с помощью гамма-спектрометра GRS. Этот прибор используется для определения присутствия 20 элементов периодической таблицы.

Обнаруженные запасы воды исследователи называют всего лишь "вершиной айсберга".

New CU-NASA research belies previous idea that Mars was once warm, wet planet