Также: Автомобили

статья Автокалендарь: 6-12 июня

05.06.2005
Зил-130. Фото с сайта www.btpl.ru

Зил-130. Фото с сайта www.btpl.ru

6 июня 1910 года родился Анатолий Маврикиевич Кригер, выдающийся советский автомобильный конструктор, доктор технических наук, четырежды лауреат Государственной премии СССР (1943, 1947 и 1967, 1972 гг.). С 1932-го по 1948 год он работал на ГАЗе, с 1948-го по 1954 год был главным конструктором Кутаисского автомобильного завода, а с 1954-го до 1982 года – главным конструктором ЗИЛа.

Анатолий Кригер организовал создание грузовика ЗИЛ-130 и его модификаций, за что был удостоен Госпремии. В конце 60-х-начале 70-х годов Кригер руководил созданием семейства 3-осных грузовиков для нового завода в Набережных Челнах. За "КамАЗы" заслуженный деятель науки и техники СССР и получил свою четвертую Госпремию.

6 июня 1925 года в результате объединения компаний "Максвелл мотор" и "Виллис-Оверленд" образовалась Chrysler Corporation во главе с Уолтером Перси Крайслером. Корпорации также принадлежали марки Dodge, Plymouth, Eagle. Крайслер возглавлял компанию в течение 10 лет – до 1935 года.

В 1924 году вышел первый легковой автомобиль марки Chrysler 70 с 6-цилиндровым двигателем и гидравлическими тормозами на всех четырех колесах. На Chrysler 70 впервые в истории применялись сменные масляные фильтры. В первый же год производства было продано более 32 тысяч штук.

В компании Крайслера всегда работали талантливые инженеры, постоянно внедрявшие различные новшества. Так, в 30-е годы на "Крайслере" появилось автоматическое сцепление, подвеска двигателя на резиновых опорах (1932 г.), синхронизированная коробка передач (1933 г.) полуавтоматическая трансмиссия Fluid Drive (1938 г.). К концу 30-х "Крайслер" выходит на 3-е место по объему производство автомобилей в США вслед за "Фордом" и "Дженерал моторс". Окончательно оформляется "большая тройка".

После смерти основателя компании в 1940 году Chrysler тем не менее не потерял репутации технически прогрессивной марки. В 1949 году появляется удобное новшество - запуск автомобиля с помощью ключа зажигания. Первый серийный усилитель рулевого управления был установлен также на Chrysler в 1951 году. А 1971 году на автомобиле Chrysler впервые была установлена встроенная в переднюю панель кассетная магнитола.

Открытый кинотеатр. Фото с сайта www.celebsmoking.com 6 июня 1933 года в американском городе Кэмден (штат Нью-Джерси) открылся первый кинотеатр, в котором автолюбители могли смотреть кино не выходя из автомобиля (drive-in). Размер экрана был 12х15 м.

В 1933 году американцам трудно было выбраться в кинотеатр всей семьей: нужно было найти няню для ребенка, ехать в центр города, искать, где припарковаться. По мнению организатора первого кинотеатра для автомобилистов Ричарда Холлинсхеда, семья могла просто приехать вместе с детьми и не выходя из машины за один доллар посмотреть фильм: за вход (точнее за въезд) брали по 25 центов с человека и с машины, но всего не больше 1 доллара.

Реклама Пежо. Изображение с сайта www.museedelapub.org 8 июня 1896 года в Париже произошло историческое событие – украдена первая в мире машина. Автомобиль марки Peugeot, принадлежавший барону де Зойлену (de Zuylen), стоял в гараже на ремонте. Украл его механик, ремонтировавший автомобиль. Мотивы его поступка неизвестны, но вскоре и Peugeot барона, и первый автоугонщик были задержаны в районе Парижа – Асньере.

Saab-92. Фото с сайта gaz20.spb.ru 10 июня 1947 года шведская авиастроительная компания Saab представила свой первый автомобиль – прототип модели 92. Вторая мировая война окончилась, и в Saab решили выпускать гражданскую продукцию. Руководители шведской фирмы выбирали между тостерами и другими полезными в хозяйстве вещами, но в конце концов остановились на автомобилях.

Директор Saab Свен Оттербек поручил проектировать первый автомобиль авиационному инженеру Гуннару Люнстрому. Тот набросал на бумаге легкий аэродинамичный автомобиль и предложил промышленному дизайнеру Сикстену Сасону придать своим наброскам форму готового автомобиля.

Авиастроители недолго думали над названием автомобиля: машина встала в привычный для Saab. Номера от 1 до 89 заводской нумерации были отданы военным самолетам, 90 и 91 – гражданским, поэтому первый автомобиль получил номер 92. Все машины модели Saab 92 окрашивались в авиационный зеленый цвет.

Автомобиль получил восторженные отклики шведской прессы, но в продажу поступил только в декабре 1949 года. Первоначально на прототипе 92-й модели стоял немецкий двигатель DKW, свой силовой агрегат появился только к лету 1947 года. Специально разработанный 2-тактный, 2-цилиндровый двигатель мощностью 25 л. с. разгонял автомобиль до 100 км/ч.

Уже через месяц после начала производства 92-й участвовала в знаменитом Ралли Монте-Карло.

11 июня 1895 года состоялись первые в мире официальные автомобильные соревнования на скорость – организованная Автомобильным Клубом Франции гонка по маршруту Париж-Бордо-Париж (1178 км). Стартовали 22 автомобиля (15 бензиновых, 6 паровых и 1 электрический) и 2 мотоцикла. Перед гонками все машины четыре дня демонстрировались в парижской галерее Рапп.

До финиша добрались всего 9 экипажей, из которых самыми надежными показали себя автомобили Panhard и Peugeot – гонку закончили по три экипажа этих марок. Среди неудачников был и Андре Мишлен на Peugeot, который из-за проблем с новаторскими для того времени пневматическими покрышками доехал только до Орлеана.

Panhard-Levassor 1894 года. Фото с сайта  infoseek.co.jp Лучшее время показал Эмиль Левассор на 4-мильном 2-цилиндровом Panhard-Levassor. Он проехал дистанцию за 48 часов 48 минут со средней скоростью 24,54 км/ч. Однако первый приз в 31 тысячу франков Левассор не получил, поскольку его автомобиль был 2-местным, а согласно правилам соревнований, в зачет шли только 4-местные экипажи.

05.06.2005