Также: Война | Персоны: Владимир Темный

статья Обещано - и с плеч долой

Владимир Темный, 20.06.2001

Отстегивать Вьетнаму 200 млн долларов (почти четверть расходов на содержание всего ВМФ) за территорию, для пользования которой у России элементарно недостает сил, очевидная несуразность. И равнодушие Владимира Путина к судьбе военно-морской базы Камрань в ходе мартовского визита в Ханой вполне объяснимо. Вопрос в другом: зачем надо было год назад объявлять российским военным морякам о возвращении на просторы Мирового океана?

Сегодня в Главном штабе ВМФ избегают разговоров о документе, который весной 2000 года вызвал такой прилив оптимизма не только в Козловском переулке, но и на всех кораблях Российского флота. Речь идет об "Основных положениях морской политики Российской Федерации до 2010 г.", введенных в действие указом президента РФ от 4 марта 2000 г. На основе этих положений были подготовлены соответствующие приказы и директивы по ВМФ. В частности, на осень 2000 года готовился поход корабельной ударной группы (КУГ) в Средиземное море. Предполагалось, что именно с "точек" якорных стоянок в Средиземке, некогда хорошо освоенных 5-й оперативной эскадрой Черноморского флота, и начнется возраждение великой морской державы - России. О чем говорилось много и взахлеб. Правда, в основном на торжественных шоу в честь нового президента. Профессионалы хранили глубокое молчание.

Сейчас говорят: планы возвращения на просторы Мирового океана поломала трагедия "Курска". Тем более что именно К-141 должна была войти в группу, которая должна была доставить андреевский флаг в южные широты. Если это так, то надо тогда и признать, что устойчивость боевых порядков ВМФ настолько хлипкая, что не выдерживает потери даже одного корабля, пусть и такого, как многоцелевая атомная подводная лодка. "Курск" ушел на дно, а вместе с ним оказался на долгие месяцы парализован и весь Военно-морской Флот России.

Здесь нет никакой натяжки. Только оседать у ржавых, полуразвалившихся причалов Флот начал задолго до гибели "Курска". И всем, кто хоть мало-мальски соприкасался эти годы с реалиями военно-морской службы, уже тогда, весной 2000 года, когда начали греметь патриотические речи о возрождении величия ВМФ, было ясно - одним кремлевским мечтателем стало больше.

Что, собственно, случилось за год с момента подписания вышеупомянутых "Основных положений"? На боевую службу удалось снарядить и отправить лишь один подводный стратегический ракетоносец. Да и то боевое патрулирование дальше "околицы" не проводилось. Фактически были прекращены одиночные выходы в море надводных кораблей. Но и в составе групп российские вымпела появлялись на морских просторах почти в два раза реже, чем в 1999 году. Сократились программы курсовых задач - учебных стрельб, выполнение других упражнений. Корабли сдают задачи за 1-2 дня вместо положенных по наставлениям по боевой подготвоке 10-15 дней. Практически прекращена противолодочная подготовка в море соединений надводных кораблей и подводных лодок, авиации ВМФ. В этом году офицеры флота чаще чем когда бы то ни было играют в морской бой на бумаге. Прекратилось поступление новых надводных кораблей первого и второго класса. Даже широко разрекламированная субмарина "Юрий Долгорукий" застряла на заводских стапелях. И как бы ей не повторить участь других новоделов (например, "Тайфунов"), пущенных под нож так и не совершив ни одной автономки. Флот России сегодня пыхтит у родных причалов и никакой нужды в "камранях" не испытывает.

Камрань - лишь небольшой обломок некогда могучей военно-морской империи. И не самый дорогой сердцу моряка. Сегодня он просто напомнил о том, что звучавшие год назад обещания верховного главнокомандующего вывести ВМФ на мировые просторы не более чем пропагандистский прием. Петр начинал поднимать Россию с Флота. Пиаровски грамотно обозначить то же самое и новому президенту РФ. Что и было сделано. Обозначено. И с плеч долой.

Военно-морские базы России и СССР - Справка Граней.Ру

Владимир Темный, 20.06.2001