статья Бриллианты для диктатуры "Аль-Кайды"

Владимир Абаринов, 30.12.2002
Коллаж Граней.Ру

Коллаж Граней.Ру

ЦИМБЕЛИН
Как стал твоим алмаз, который носишь
На пальце ты?
ЯКИМО
Мне пыткой ты грозил за ложь, но правда
Твоею будет пыткой.

Вильям Шекспир. Цимбелин
Перевод Н. Мелковой

Алмаз будто специально создан для нелегального бизнеса: он маленький, легкий, прочный и очень дорогой. Никакие самые совершенные технические устройства его не "видят". Его можно спрятать где угодно. В повести Марка Твена "Том Сойер – сыщик" похититель прячет бриллианты в отвинчивающихся каблуках сапог. В романе Грэма Грина "Суть дела", действие которого разворачивается в Сьерра-Леоне, контрабандисты перевозят камни в зобах живых попугаев – это, впрочем, лишь вариация на тему "Голубого карбункула" Конан-Дойла. Наконец, вспомним фильм "Бриллиантовая рука": спрятать драгоценности под гипсом – не самая банальная идея. И уж недаром шпион Роберт Ханссен требовал от своих московских работодателей вознаграждение в бриллиантах.

Нет ничего удивительного в том, что главари "Аль-Кайды", как только банковским счетам террористов стала угрожать опасность, начали конвертировать деньги в золото и алмазы. Как утверждают источники в европейском разведсообществе, эти операции активизировались в 1998 году, вскоре после взрывов американских посольств в Кении и Танзании; одновременно те же самые лица пытались закупить на черном рынке партии современного оружия.

О том, что в переброске принадлежащего "Аль-Кайде" груза золота из Карачи (Пакистан) через Иран в Хартум (Судан) подозревается гражданин России Виктор Бут, Грани.Ру уже писали. Информация, полученная в результате продолжавшегося год расследования, добавляет новые детали и новые имена в бизнес-схему террористов, усердно занимающихся скупкой необработанных алмазов в странах Западной Африки.

Роль Либерии как крупнейшей в мире "прачечной" алмазов, добытых в районах, которые контролируются африканскими инсургентами, хорошо известна. Из Антверпена в Монровию регулярно летают с чемоданами долларов торговцы алмазами, закупающие товар у партизан Сьерра-Леоне. Сделки совершаются при покровительстве и содействии либерийских властей, получающих свои комиссионные. В этом бизнесе участвует и президент Либерии Чарльз Тэйлор.

Главный либерийский координатор этих операций - бывший сенегальский повстанец (член вооруженных формирований сепаратистов провинции Казаманс) Ибрагим Ба. В начале 80-х годов он сражался в рядах мусульманских партизан против советских войск в Афганистане, позднее вступил в ряды финансируемой Ираном террористической группировки "Хизбалла", а в конце 80-х годов вернулся в Ливию, но уже в качестве инструктора с боевым опытом. Здесь его подопечными стали будущие лидеры повстанческих группировок. В этот период в ливийских лагерях проходили подготовку оппозиционеры не только из африканских стран, но и из Бразилии, Гаити, Колумбии, Суматры и Шри-Ланки. Среди них были нынешний президент Либерии Чарльз Тэйлор и Фоде Санко, основатель Объединенного революционного фронта (ОРФ) Сьерра-Леоне, снискавшего печальную известность своей жестокостью.

О том, что "Хизбалла" пустила прочные корни в Западной Африке, американской и европейским разведкам известно давно. Террористы получают отсюда финансирование благодаря многочисленной общине ливанских шиитов в Сьерра-Леоне, Кот д'Ивуаре, Буркина-Фасо и Того. В общей сложности в Западной Африке живут 120 тысяч ливанцев, занятых в основном в экспортно-импортном бизнесе и всецело контролирующих внешнюю торговлю отдельных стран региона.

В сентябре 1998 года Ба пригласил в Монровию Абдуллу Ахмеда Абдуллу, который входит в список разыскиваемых ФБР международных террористов и характеризируется как "ближайший советник бен Ладена". Проведя ночь в Монровии, Ба и Абдулла отправились на правительственном вертолете в город Фойя на границе со Сьерра-Леоне. Там Абдулла встретился с известным командиром ОРФ Сэмом Бокари по прозвищу Москит для обсуждения вопроса покупки алмазов на регулярной основе. Через несколько недель в Либерию прибыли еще двое представителей "Аль-Кайды", которые также значатся в списке ФБР, – Ахмед Хальфан Гайлани и Фазуль Абдулла Мохаммед. Они встретились с Бокари, передали ему 100 тысяч долларов наличными и получили партию алмазов, положив таким образом почин долгосрочным связям. Гайлани, как утверждает ФБР, участвовал в подготовке взрыва американского посольства в Дар-эс-Саламе. Фазуль, выходец с Коморских островов, характеризуется как руководитель кенийской ячейки "Аль-Кайды", который прошел подготовку в афганских лагерях бен Ладена.

С тех пор Ба значительно расширил свои операции с помощью ливанских бизнесменов, работающих в центре мировой алмазной торговли - Антверпене. Ключевой фигурой алмазного бизнеса "Аль-Кайды" считается бельгийский коммерсант Азиз Насур и его двоюродный брат Самих Осайли, владеющие компанией ASA Diam. Бизнес пошел настолько удачно, что потребовал постоянного присутствия покупателей в Монровии. В январе 2001 года алмазные дельцы из Антверпена арендовали в либерийской столице небольшой особняк. В середине июля (то есть за два месяца до нападения "Аль-Кайды" на американские города) в особняке состоялась встреча Насура с одним из руководителей ОРФ, на которой бельгийский коммерсант просил удвоить добычу и предложил более высокую цену против обычной. Дом в Монровии, как утверждают бывавшие в нем люди, украшен портретами Осамы бен Ладена; в распоряжении гостей имеется также собрание видеофильмов о "подвигах" боевиков "Хизбаллы" и "Аль-Кайды".

Ибрагим Ба, постоянно живущий в столице Буркина-Фасо Уагадугу, отрицает все обвинения и называет себя торговцем подержанными автомобилями. Президент Буркина-Фасо Блез Кампаоре – еще один высокопоставленный покровитель бизнесменов-террористов. Самих Осайли в апреле этого года арестован бельгийскими властями и, как сообщает Washington Post, дает показания, хотя и не признает себя виновным. Азиз Насур ныне живет в Бейруте.

В ноябре прошлого года была получена агентурная информация о том, что Гайлани и Мохаммед находятся в военном лагере Гбатала в Либерии, где южноафриканские инструкторы тренируют либерийский спецназ. Хотя ЦРУ отнеслось к этим сведениям недоверчиво, Пентагон подготовил в соседней Гвинее группу захвата. Однако поскольку у руководителей операции не было стопроцентной уверенности в том, что осведомитель не ошибся, операция была отменена. Документы Гайлани были впоследствии найдены близ Кандагара; ЦРУ считает, что он погиб.

Совместными усилиями спецслужб нескольких стран по обе стороны Атлантики был также установлено, что Нассур и Осайли вели переговоры о закупке партии вооружений у болгарской компании Nataco Holding PLC и вооруженных сил Никарагуа. В материалах расследования, как сообщает Washington Post, имеется электронное письмо от 2 января 2001 года; отправитель послания – живущий в Панаме израильский торговец оружием Симон Ельник), адресат – некий российский предприниматель в Гватемале. Предмет письма – поставка оружия "нашим друзьям в Африке"; в списке значится снайперские винтовки, гранатометы, ракетные комплексы, приборы ночного видения и боеприпасы, а в качестве поставщика фигурирует никарагуанская армия. Письмо, написанное по-французски, помимо перечня необходимого оружия содержит вопрос, сколько оно будет стоит с надежным сертификатом конечного пользователя и сколько без оного (end-user certificate, EUC – документ, выданный правительством страны-покупателя и удостоверяющий, что оружие приобретено легально и не будет перепродаваться). Вскоре Ибрагим Ба оформил сертификат, датированный 8 января и подписанный министром обороны Кот-д'Ивуара Моизом Куаси. Поставщиком товара значится указанная выше болгарская фирма. Посланец Ба должен был передать документ Насуру в Бельгии, однако вместо этого он направил стопы в американское посольство в Брюсселе. Тем временем Симон Ельник был арестован в Панаме по обвинению в нелегальных поставках оружия в Колумбию.

Владимир Абаринов, 30.12.2002