Также: Война

статья Абхазия просит оружие на память

Григорий Монахов, 24.05.2001
Сентябрь 2000 года. Российские военные покидают базу Вазиани. Фото AP

Сентябрь 2000 года. Российские военные покидают базу Вазиани. Фото AP

В Сухуми последовали примеру Тбилиси - уходящие российские войска должны, по мнению абхазов, оставить республике ровно половину боеприпасов, оружия и техники. Об этом, по сообщению Агентства военных новостей, в четверг, 24 мая, Владислав Ардзинба заявил командующему Воздушно-десантными войсками генерал-полковнику Георгию Шпаку, который находится в Абхазии с рабочим визитом.

Речь идет о немалых арсеналах 50-й военной базы, дислоцированной в Гудауте. С ее уходом у Сухуми остается лишь слабосильный контингент коллективных сил по поддержанию мира (КСПМ), вооруженный легкой бронетехникой. Надежды на эту рать у Ардзинбы мало. Только на свои силы. А без российского оружия эти силы, прямо скажем, невелики.

Ситуация патовая. Передавать оружие Абхазии Россия не может. Это будет прямым нарушением российско-грузинских договоренностей, достигнутых в ноябре 1999 года на Стамбульском саммите ОБСЕ, и вызовет бурю возмущения не только в Тбилиси. Но портить отношения с Ардзинбой в Москве тоже не хотят.

Еще два года назад, когда было решено в рамках общего вывода из Грузии российских войск отправить на родину и 50-ю военную базу вместе с ракетно-артиллерийским дивизионом, руководство Абхазии запротестовало, мотивируя беспокойство не только ослаблением своих позиций перед грузинской армией, но и оголением воздушного пространства всего причерноморского Закавказья. О размещении на этом участке грузинской ПВО и речи быть не могло. Сегодня вопрос обострился. Россию торопит Грузия. И генерал Шпак приехал уговаривать Ардзинбу не делать резких движений.

Минобороны РФ вполне может нарваться на ситуацию, когда российские части окажутся блокированными в пределах своих гарнизонов - гражданским населением, местными ополченцами и пр. По образцу Армении, Азербайджана, той же Грузии начала 90-х годов. Или наиболее близкий пример - Приднестровье. Степень отчаянного сопротивления выводу войск может быть не меньшей, чем в Тирасполе, поскольку цена вопроса та же - война или мир.

Похоже, у Москвы нет радикального решения на этот счет. Иначе не генерала бы она посылала в Абхазию, а дипломатов. Да, настроения в российском Минобороны абсолютно проабхазские. Источник в военном ведомстве сообщил корреспонденту Граням.Ру, что на Арбатской площади все (и новый министр тоже) убеждены, что отказываться от военного присутствия в Абхазии недопустимо. Особено сейчас, когда из Грузии эшелон за эшелоном идут российские войска. Зацепиться за абхазскую землю требует, утверждает источник, и оперативно-тактический и военно-политический интерес.

Не исключено, что вопрос о дележе арсеналов 50-й военной базы все-таки будет снят с повестки дня. Во всяком случае, Шпак повез в Москву предложения Ардзинбы о компромиссном решении вопроса. Суть его в замораживании стамбульских решений, касающихся Абхазии. Осложнение диалога с Тбилиси неизбежно. Жесткая позиция Эдуарда Шеварднадзе в отношении пребывания русских солдат в Абхазии известна. Однако вряд ли российские войска двинутся на выход из этой солнечной республики. Миссию генерала должны продолжить дипломаты.

Григорий Монахов, 24.05.2001