статья "Черную акулу" съели конкуренты

Александр Плотников, 20.08.2003
Вертолет Ка-50 "Черная акула". Фото с сайта avia.russian.ee

Вертолет Ка-50 "Черная акула". Фото с сайта avia.russian.ee

В среду, 20 августа, показательная часть Международного авиационного космического салона МАКС-2003 началась с полетов вертолетов фирмы Камова - Ка-50 и Ка-52. Эти машины, пожалуй, самые разрекламированные из всех боевых отечественных летательных аппаратов. О "Черной акуле" (Ка-50) был даже снят художественный фильм, в котором она наводила ужас на афганских моджахедов. Однако нынешний полет "акул" может оказаться прощальным. Министерство обороны положило глаз на детище конкурирующей фирмы Миля - оно намерено до 2010 года закупить пятьдесят ударных вертолетов Ми-28Н под не менее впечатляющим названием "Ночной охотник". Эту информацию подтвердили на МАКСе-2003 представители Миля.

Возможно, проигрыш "акулы" "охотнику" был закреплен в день открытия авиасалона, когда президента Путина подвели сначала к Ми-28Н, а уж потом к Ка-52. Во всяком случае, так считает мой собеседник на авиасалоне - один из специалистов милевской фирмы. Тут, разумеется, речь может идти только о рекламном маневре, но факт заключается в том, что "Черная акула" была забракована армейской авиацией в Чечне. На что есть соответствующий вердикт специалистов Генштаба. Самая совершенная ударная машина современности зарекомендовала себя в Чечне не лучшим образом. "Акула" оказалась весьма прихотливой машиной, требующей от пилота виртуозных навыков. Требования к техническому обслуживанию Ка-50 слишком высоки для сермяжной инфраструктуры армейской авиации. Так, не завоевав особой любви ни у пилотов, ни у техников и уж тем более не став грозой для боевиков, "Черная акула" бесславно покинула территорию войны. Сейчас четыре оставшихся в армии Ка-50 находятся в 344-м центре боевого применения и переучивания в Торжке.

По своим боевым и летно-техническим качествам "Черная акула" и "Ночной охотник" почти одинаковы. Проблема в том, что у Ка-50 есть существенная особенность – его экипаж состоит из одного летчика. А в боевых условиях одному пилоту очень трудно, несмотря на электронику, одновременно вести огонь по целям и пилотировать машину. К тому же, как уже говорилось, этот вертолет сложен в эксплуатации и обслуживании, требует высокой подготовки и квалификации технического состава. Вот почему Ка-50, уже было принятый на вооружение, сейчас фактически поставлен "на прикол". Строго говоря, не "Черная акула" оказалась плохой, а российские ВВС, со всеми их кадровыми и техническими проблемами, до нее не доросли.

Фактически "акула" уступила "охотнику" еще в прошлом году, когда решением специальной комиссии Минобороны новым боевым вертолетом Вооруженных сил был назван Ми-28Н – совместная разработка Московского вертолетного завода им. Миля и ростовского ОАО "Роствертол". Не изменило позиции военных и то, что фирма Камова признала некоторые недостатки "Черной акулы" и выпустила ее усовершенствованную модификацию Ка-52, где уже не один, а два члена экипажа. Но стоимость машины остается весьма высокой - на 3,5 млн долларов больше, чем "Ночного охотника". Для серийного производства это немало.

Так и не став "рабочей лошадкой" российской военной авиации, но в то же время снискав уважение и собрав восторженные отзывы на международных салонах, "Черная акула" скорее всего отправится в тихую гавань. Разве что еще на мировом рынке у нее сохраняются определенные перспективы. Во всяком случае, пока "Ночной охотник" будет совершенствоваться и доводиться в КБ Миля. Ми-28Н увидят в войсках не раньше 2007 года. Еще не завершился основной этап государственных испытаний, продолжается доработка его оборудования.

"Черная акула", проиграв своему молодому конкуренту "Ночному охотнику" на российском рынке, имеет все шансы продолжить полет за рубежом. Главное чтобы Россия не угробила, как это уже бывало, перспективнейший проект, отказав ему в помощи лишь на том основании, что чеченское небо поставило ему двойку.

Александр Плотников, 20.08.2003