статья Бизнес, приправленный мышьяком

Анатолий Петров, 21.02.2001

Для утилизации российских залежей химоружия требуется от 3 до 6 млрд долларов США. При этом в ликвидации ОВ основная роль отводится Западу с его финансовыми, техническими и технологическими возможностями. История с долгами Парижскому клубу лишний раз подтвердила, что Москве сегодня (равно как и вчера) не до уничтожения химоружия собственными силами.

Согласно договоренностям, России помогают США и западноевропейские страны. Только через бюджет Пентагона по российско-американской программе совместного уменьшения угрозы за последние 8 лет выделено более 2,1 млрд долларов, часть из которых предназначалась для ликвидации запасов химического оружия в соответствии с Конвенцией о запрещении ХО. На американские средства закуплены мобильные лаборатории, сдана в эксплуатацию уникальная по своим возможностям Центральная аналитическая лаборатория.

Однако настороженность по отношению к России на Западе не убывает, а наоборот, растет. Ее продолжают подозревать в "нецелевом" расходовании полученных средств. А в последнее время получила хождение версия о том, что Россия сознательно затягивает выполнение программы по уничтожению запасов ОВ, поскольку намерена развернуть производство из этого зелья мышьяка. Дело в том, что, по неким расчетам, присланным в Минобороны, из 40 тысяч тонн отравляющего вещества можно добыть не менее 10 тысяч тонн мышьяка высочайшей пробы. По тем же выкладкам, на мировом рынке килограмм этой отравы стоит около 5 тыс. долларов США. Мышьяк высшей пробы, законсервированный в русских ОВ, - это конвертируемая валюта, которая не обесценивается, а, как произведение искусства, растет в цене со временем.

Мышьяк широко применяется в новейших технологиях при производстве микроэлектроники и элементов энергообеспечения (от экрана-циферблата новейших часов без подзаводки с 25-летней гарантией до солнечных батарей на спутниках и престижных виллах).

Взять и просто так уничтожить миллиарды долларов? В стране, которая не может пару миллиардов отчислить в уплату внешнего долга, не раздевая для этого половину населения? Мягко говоря, нерентабельно.

Хитроумный замысел берет в расчет и то, что американцы намерены со временем заменить свои АЭС на гелиоэнергетику. Без мышьяка в таком проекте, полагают российские специалисты, Америка не обойдется. Идея понятна: вы нам сегодня деньги на утилизацию химоружия, мы вам завтра мышьяк по сходной цене.

Насколько достоверно то, что эти планы обуревают отечественных военных химиков, не берусь сказать. Тем более что на официальном уровне никто "мышьяковый проект" пока не озвучил. Здесь, правда, и неспециалист улавливает некий налет маниловщины. Поскольку само производство, налаживание технологических линий тоже, надо полагать, стоит денег. И насколько рентабельно гнать из иприта мышьяк, пока никто не рассчитал. И никто пока не ответил на вопрос, правомерно ли это делать за счет денег, отпущенных на уничтожение химического оружия.

Анатолий Петров, 21.02.2001