Также: Общество

новость Москва скоро уйдет под землю

11.03.2004
Коллаж Граней.Ру

Коллаж Граней.Ру

Правительство Москвы получило готовые проекты, призванные решить проблему нехватки городской земли. Возможные архитектурные и инженерные решения были представлены общественности в среду на специализированной выставке "Подземный город", организованной комплексом архитектуры, строительства, развития и реконструкции города столичного правительства, сообщает "Время новостей". Масштаб идей поражает воображение: по сути, задумывается строительство целого подземного города в пределах Садового кольца, а также на площади Гагарина и на "Горбушке". В мэрии эти предложения оценивают положительно, пишет газета.

Центром нового подземного города, рассказал академик Российской академии архитектуры и строительных наук Илья Лежава, станет Манежная площадь. Именно здесь московские власти уже реализовали свой первый подземный проект. Как сообщил газете источник в информационном центре столичного стройкомплекса, уже утверждены проект строительства подземного комплекса под гостиницей "Москва" и соединение его с торговым комплексом "Охотный ряд".

Затем будут "подрыты" большие центральные площади - Таганская, Кудринская, Смоленская и Пушкинская, следующими на очереди окажутся сразу несколько московских вокзалов - Белорусский, Киевский и все три вокзала на Комсомольской площади. Начинка, по словам академика, будет стандартной: торговые и офисные центры, автостоянки, развлекательные центры и кинотеатры. Кроме того, будет организован подземный "транспорт" - по вертикали и по горизонтали (эскалаторы, лифты, травалаторы), подземные кварталы будут обязательно связаны между собой подземными улицами. Практически уйдет под землю Тверская - она свяжет подземную Манежную площадь с подземным Белорусским вокзалом.

Предполагается развитие "Манежки" и в другую сторону - Театральная площадь тоже получит своего подземного дублера. Ее предполагается соединить не только с Манежной площадью, но и с вестибюлями театров. Илья Лежава заявил, что освоение этой территории "уже начинается".

Второй подземной улицей станет Новый Арбат, но его опустят только наполовину. Из-под земли можно будет сразу войти во все существующие сейчас наземные арбатские магазины. "Новейший" Арбат свяжет подземную Манежную площадь с подземными Кудринской и Смоленской.

Собравшиеся на выставке московские архитекторы поддержали столь масштабную задумку. Г-н Лежава в качестве доказательства реальности осуществления этих планов сослался на опыт Японии. "Подобные подземные комплексы успешно функционируют во многих городах Японии, в частности в Токио", - заявил он. В Японии земля, как известно, в дефиците и поэтому очень дорога (даже дороже, чем в российской столице). Однако если в Японии не приходится искать инвесторов подобных проектов, то в Москве, очевидно, их поиск не будет таким легким. Да и оценить стоимость строительства подземной Москвы никто на встрече архитекторов не решился. Как сообщил газете пресс-секретарь главы московского стройкомплекса Владимира Ресина Александр Алехин, "все эти планы - в долгосрочной перспективе". Но идея начать "подкоп" с вокзалов, по его мнению, конструктивная: опыт строительства "Атриума" у Курского вокзала показал, насколько прибыльны привокзальные торговые комплексы.

В свете последних происшествий в российской столице, очевидно, будет поднят вопрос о качестве столь сложного строительства. Директор НИИ оснований подземных сооружений им. Герсеванова Вячеслав Ильичев говорит, что необходимо провести весьма кропотливую работу по замерам застраиваемых площадей, дабы избежать грубых ошибок. Незначительные погрешности в замерах, по его словам, однажды привели к образованию щели при строительстве комплекса "Охотный ряд" шириной в 3 см от гостиницы "Москва" до самого выставочного цента "Манеж". В другой раз из-за подобной погрешности вышел наружу фундамент двух главных корпусов МГТУ им. Баумана. "Мы в тот момент были на конференции в другом городе, - вспоминает г-н Ильичев, - и при отсутствии точной информации гадали: свалится "Бауманка" или нет? По всем нашим расчетам, должна была свалиться". Пока не свалилась и, скорее всего, не свалится, подчеркнул он. Упомянул он и пустоты в фундаменте храма Христа Спасителя - его пришлось "спасать" в аварийном режиме, заливая в известняк цементную смесь, иначе храм просто "поплыл" бы.

При этом уже сейчас не все предложения ученых архитекторов остаются лишь идеями. Некоторые из них уже решено реализовать: "подземелье" под гостиницей "Москва" и под Пушкинской площадью. Остальные проекты, очевидно, мосправительство рассмотрит, как только для их реализации появятся условия - как финансовые, так и политические.

11.03.2004


новость Новости по теме