статья Поражение "семьи", частной собственности и государства

Виталий Портников, 31.10.2003
Коллаж Граней.Ру

Коллаж Граней.Ру

Об отставке Александра Волошина будут еще долго говорить как об одном из главных событий уходящего года. Но отставка эта порождает пока больше вопросов, чем ответов. Подчеркну – пока.

Главой кремлевской администрации назначен Дмитрий Медведев, фигура скорее техническая, чем "питерская". Первым заместителем Медведева – Дмитрий Козак, один из самых близких к Путину людей. Заместителем – Игорь Шувалов, человек, весьма близкий к Волошину, не так давно выжитый из аппарата правительства Михаилом Касьяновым.

Что все это означает? Потерю позиций "семьи" и ее скорый закат? Или стремление этой группировки уйти от ответственности за происходящее в стране и минимизировать роль президентской администрации, сохранив при этом рычаги влияния на кремлевский аппарат через своих людей в тамошних кабинетах? Будет ли развиваться наступление "питерских", и в какой мере Владимир Путин захочет поддержать усиление своих настолько, чтобы восприниматься уже не как арбитр межклановых схваток, а как представитель победившей группировки, зависимый от ее ведущих фигур? И может ли это наступление дойти до победного конца? Ведь взятие администрации – это всего лишь технический успех. На пути наступающих высится твердыня Белого дома. Собирается ли президент отправлять в отставку премьера, и так ли уж это просто?

А потом – самое главное. Допустим, все высоты взяты, все противники уничтожены. На практике это означает, что на всех серьезных должностях оказываются люди, практически не имеющие опыта стратегического управления. И такие же люди у руля всех государствообразующих монополий – при условии, разумеется, что эти монополии не будут разрушены усилиями Генеральной прокуратуры. Неужели для того чтобы овладеть Россией, ее обязательно нужно уничтожить?

Это, конечно же, все риторические вопросы. Но уже сейчас ясно, что элита, психологически готовая к аресту Михаила Ходорковского, была явно не готова к мерам по уничтожению "ЮКОСа" и находится в панической растерянности в связи с уходом казавшегося вечным Александра Волошина. В элите сложилась определенная система конфиденциальных обязательств, внутренних ограничений, общего понимания безопасности – и теперь все это разрушено. Более того, президент, которого его приближенные из старой ельцинской гвардии выдавали за предсказуемого и понятного политика, от которого не стоит ждать резких движений, оказался совершенно непрогнозируемым и делает одно резкое движение за другим.

Для многих ведущих политиков России происходящее вовсе не станет сигналом "построиться". Напротив, для них уход Волошина может стать симптомом наступающего хаоса, в котором каждый за себя и о былой видимости единства не может быть и речи. И, возможно, такая оценка ситуации будет правомерной. Потому что происходящее – закономерный итог общего кризиса власти.

Мне уже приходилось писать, что грядущий крах нынешней российской политической системы был заложен в самой модели преемственности 1999 года – когда на смену ветерану большой политики пришел малоопытный и малоизвестный человек, делавший исключительно чиновничью карьеру. Понятно было, что с течением времени этот человек, оказавшийся способным генерировать собственную популярность, может захотеть реальной власти. К овладению такой властью его подталкивают те соратники из ближайшего окружения, кто, подобно самому Путину, получил только должности, но не контроль над финансовыми потоками и политическими процессами. Рано или поздно соперничающие группировки должны были начать сводить счеты – ужиться им было невозможно.

Но в случае победы "семейной" группировки наступит крах режима стабильности, потому что этой группировке не нужен взбунтовавшийся Путин, а другого харизматичного лидера у нее нет. А в случае победы "питерских" режим стабильности тоже обречен, потому что неизбежен кризис управления. Оптимистического сценария здесь нет. Но авторы и исполнители операции "Преемник" задумывались не о стратегии развития России, а о тактике собственного выживания – и вполне преуспели. На время, конечно. А сейчас страна начинает пожинать плоды посеянного ими системного кризиса. До свиданья, Александр Стальевич! Спасибо за все!

Виталий Портников, 31.10.2003


новость Новости по теме