статья Россия, самолет, девушка

Илья Мильштейн, 28.02.2008
Илья Мильштейн

Илья Мильштейн

В деле Натальи Морарь содержится тайна, которая находится за гранью человеческого разумения. Сформулировать вопрос можно так: а для чего вообще затеяна эта история? В чем смысл победоносной войны, которую ядерная держава ведет против молодой иностранки?

Есть версия, что она занималась у нас политикой, сотрудничая с фондом Михаила Ходорковского, а затем работая пресс-секретарем "Другой России". Но политика в стране кончилась как минимум в 2004 году. Да и службу Наталья давно поменяла, перейдя в New Times.

Есть версия, что ее статьи, опубликованные в этом издании, сильно действовали на нервы нашему начальству. Особенно текст под названием "Черная касса Кремля", посвященный тонкостям финансирования парламентских выборов в РФ. Однако невосторженные и прямо клеветнические материалы про наши бесконечно честные выборы пишут многие иностранцы, работающие в России, и никто их отсюда не высылает. Правда, печатаются они не здесь и не по-русски.

Есть версия, что Наталью Морарь дважды депортировали потому, что она, являясь гражданкой другой страны, осмелилась устроиться на работу в российское СМИ, известное своей оппозиционностью. То есть в качестве корреспондента "Вечернего Кишинева" она могла бы писать все что пожелает без риска быть высланной. Обращаясь же непосредственно к российскому читателю, молодая дама стала представлять угрозу России. Правда, покушалась ли она на обороноспособность либо безопасность РФ, нарушала ли общественный порядок или наносила ущерб здоровью населения, неясно. Но искать надо здесь, под этим фонарем. Поскольку в письменном уведомлении, которое было получено ею из консульства России в Молдавии, содержится ссылка на п. 1 статьи 27 закона РФ "О порядке въезда и выезда с территории Российской Федерации", где перечисляются именно эти преступные деяния.

Сколько ни мучайся - не разгадаешь.

Быть может, утверждая, что Кремль осуществляет тотальный "контроль за финансовыми потоками парламентской кампании", Морарь ослабляла нашу армию. А может, выдавала государственную тайну. Не исключено также, что она таким образом пыталась спровоцировать беспорядки на улицах. Наконец, не следует сбрасывать со счетов и медицину. Это только на первый взгляд кажется, что чтение оппозиционной прессы никак не сказывается на здоровье граждан. Сразу не сказывается, а с возрастом? А если человек при этом еще пьет и курит? Так что не надо вот так, с порога...

Просветить на сей счет могли бы пограничники, но они кивают на ФСБ. А чекисты молчат либо апеллируют к МИДу. А в этом ведомстве снова ссылаются на закон "О въезде и выезде", опять не разъясняя, какой из подпунктов использовался для депортации журналистки. Конечно, дипломаты наши правы, указывая, что не обязаны объяснять причины высылки Натальи Морарь. Однако бывают случаи, когда разъяснения нужны. Например, если никто в мире и в стране, даже те, кто бурно радуется этой высылке, не может внятно растолковать тайный смысл данной акции. Если на кону репутация государства, нарушающего подписанные им международные соглашения. Если речь идет о национальном позоре.

Патриот возразит: а нам насрать с высокой колокольни, - и эта реплика поставит точку в споре. Но вот о чем хотелось бы поразмышлять напоследок. Так, в общем ключе. На модную тему.

Президент Путин завещал нам всю жизнь с болью вспоминать о распаде СССР - "главной геополитической трагедии ХХ века". Между тем судьба Натальи Морарь есть уникальное свидетельство того, что СССР жив. Хотя бы в том смысле, что русскоязычная молдавская гражданка ощущает Россию как свою родину и погружена в наши проблемы поглубже многих россиян. Эти проблемы задевают ее настолько сильно, что она готова рисковать даже своей свободой, лишь бы жить и работать в столице развалившейся империи. Рваться через границу в город, где ей угрожает реальная опасность. За деньги на такие подвиги люди не решаются. Такое чувство сопричастности возникает, когда человеком владеют убеждения, любовь и страсть. К профессии, городу и стране.

Этой власти, помешанной на совковых комплексах, надо бы радоваться, а не высылать Наталью Морарь из России. По ускоренной процедуре вручать ей российский паспорт, а не депортировать. Награждать, а не карать. Рассорившись чуть не со всеми соседями, эта власть могла бы примириться хотя бы с одной бывшей советской гражданкой. Но карацупам в Кремле ничего не объяснишь, и СССР сегодня рассыпается вновь - в транзитной зоне аэропорта "Домодедово".

Илья Мильштейн, 28.02.2008


новость Новости по теме