статья Королевы и капуста

Линор Горалик, 24.09.2002
http://www.ntvru.com/world/23Sep2002/fedorova.html

http://www.ntvru.com/world/23Sep2002/fedorova.html

"Оксана поправилась на семь килограммов. Мы думаем, что она беременна", - заявил официальный представитель конкурса "Мисс Вселенная", комментируя решение лишить титула Оксану Федорову, "Мисс Милицию" и вообще народную любимицу. Бог с ними, с параноидальными русофобами, пусть ищут заговор против нашей страны в пользу Панамы. Меня гораздо больше раздражают ревнители прав человека, ахающие и охающие из-за того, что красавице "испортили жизнь" за такое человеческое желание - выйти замуж и родить ребеночка.

Когда в 1921 году предприниматели Атлантик-Сити решили поддержать угасающий с концом курортного сезона интерес туристов к своему маленькому городу и обьявили конкурс на самую прекрасную купальщицу побережья, они не установили для потенциальных участниц никаких правил; каждая дама, готовая продефилировать по пляжу в бесстыдном купальном костюме со штанами по колено, имела шанс быть обьявленной "Самой прекрасной пляжницей Америки". Когда журналист местной газетки завершил репортаж о состязании восьми прекрасных леди за этот титул, он пафосно закончил абзац, повествующий о победительнице, словами: "Назовем ее "Мисс Америка!" С этого момента началась всемирная история конкурсов красоты - и история все более и более усложняющихся требований, предьявляемых к потенциальным конкурсанткам и состоявшимся носительницам славного и странного титула "Самой красивой женщины чего-то там".

Говоря о конкурсах красоты и о том, как именно - жестоко или не жестоко, почтительно или непочтительно, тиранически или не тиранически - организаторы всех подобных мероприятий относятся к своим "принцессам" и "королевам", надо постоянно помнить: конкурсы красоты были созданы не для того чтобы усилить статус женщин, не для того чтобы помочь им обратить на себя внимание, не для того чтобы ответить на социальный запрос - но для того чтобы поддерживать бизнес и приносить деньги. Это было верно, когда предприниматели Атлантик-Сити пытались еще на неделю привязать к городу разбегающихся туристов, это было верно, когда в 1933 году спонсором "Мисс Америки" стала огромная компания Variety, это было верно, когда конкурсы "Мисс Мира" и "Мисс Америка" перекупали друг у друга нефтяные и золотые магнаты. Конкурсы красоты - от малых до великих - это бизнес-машины, ворочающие миллиардами долларов в год. Их огромные шестеренки приводятся в действие маленьким волшебным ключиком - хрупкой леди 90-60-90, очередной королевой без королевства. И для того чтобы все бизнесы, стоящие за конкурсом, выигрывали на факте ее существования, эта женщина должна быть идеальна, фантастична, безукоризненна. Ее прошлое, настоящее и будущее - по крайней мере, тот год ее будущего, когда за ней тянется пуповина от породившего ее монстра по имени "Мисс Вселенная", или "Мисс Галактика", или "Мисс Мира" - должны быть чисты, как слеза ребенка. Женщина, решившая, что она заинтересована в получении подобного титула - а такое решение принимают за много лет до восхождения на желанный трон, ибо надо пройти череду отборочных конкурсов, вести соответствующий образ жизни, поддерживать соответствующую внешность и так далее - должна четко понимать, что лишается многих радостей и свобод ради престижа, денег и карьеры, которые могут достаться ей в качестве главного приза. Это - правила игры, часть того, чем надо жертвовать в процессе борьбы за трон, это - законы бизнеса. Предъявлять претензии к тому, что тебя лишили короны из-за того, что ты нарушила четко тебе продиктованные, твоей же рукой подписанные правила, напирая на свободу женщины принимать решения, рожать детей и выходить замуж - не по-деловому. Эта ситуация не вызывает ни сочувствия, ни уважения. Пытаться усмотреть в такой ситуации заговор темных сил - несерьезно и нелепо.

В принципе, вся история конкурсов красоты - это история правил, обязательств, ограничений и девичьих слез, когда выяснялось, что наложенные ограничения и взятые на себя обязательства оказываются непосильны для прекрасной барышни. Красавицы, не прошедшие отборочные туры в родных штатах в 1933 году - когда было введено условие о допущении к участию в конкурсе "Мисс Америка" только девушек, ставших "Мисс" своих родных оклахом, - осаждали офисы администрации конкурса и требовали изменения правил; но такое изменение было бы bad for business. В том же году выяснилось, что победительнице всего пятнадцать лет; участие несовершеннолетних в конкурсе запретили. Школьницы рыдали и писали письма с просьбами изменить это правило; но такое изменение было бы bad for business. Когда через год ввели запрет на повторное участие девушек в конкурсе "Мисс Америка" - многие требовали изменить это правило, настаивая на том, что оно несправедливо; но такое изменение было бы bad for business. Когда в 1973 году "Мисс Мира" лишили короны за один только слух о ее романах с женатыми мужчинами - либералы требовали изменить правила конкурса, диктующие девушке правила личной жизни, - но такое изменение было бы bad for business. Конкурс красоты - это бизнес, "Мисс Мира" - работник бизнеса, получающий за свою работу деньги и имя. Все, что делает работник, должно быть good for business; иначе его увольняют. Это понятная и очевидная норма. Если требования, которые бизнес предъявляет к своему работнику, кажутся ему нелепыми, невыполнимыми или нарушающими ход его личной жизни, - не надо идти работать в этот бизнес.

С 1998 года, когда "Мисс Америка", медсестра из Мичигана, заявила при получении титула, что собирается отработать год, ухаживая за больными бесплатно, требование вести благотворительную и представительскую деятельность после обретения заветной короны стало мандаторной частью контракта каждой "королевы". После получения титула каждая Мисс N должна на год превратиться в нечто среднее между католической святой и доброй феей. Она представляет собой ходячий рекламный стенд - шмотки, драгоценности, часы, машины дарятся ей вопреки общей ауре конкурса не за красивые глаза, а за то, что она в течение года будет щеголять в них перед каждой из тысячи направленных на нее камер. Если она поправляется на сорок килограмм, беременеет, спивается, теряет общий имидж - она нарушает условия контракта.

Значит, надо перевести тысячу камер на человека, способного исполнять взятые на себя обязательства. Это - право вкладчика. Это - good for business.

А детишек рожать, вкусно кушать, ходить без макияжа, жениться и разводиться, танцевать голыми на столах или брать взятки - это, знаете, частная жизнь, это не бизнес. И выбор, как всегда, простой: большая слава - большие деньги - большая занятость - маленькая личная жизнь; большая личная жизнь, много свободы, легкость бытия - скромные деньги, скромная работа; не "Мисс Вселенная", это точно. Есть, конечно, божья воля - заболеть и похудеть, впасть в депрессию и поправиться, попасть под машину и потерять один глаз - тут мы не властны, тут нам никак выбор не предоставлен. А вот если, скажем, ребеночка рожать - это личный выбор каждой; а лишать должности при нарушении контракта - нормальное право любого бизнеса. И нет тут ничего про свободу личности, и право женщины на материнство, и политкорректность. Царствование - вообще вещь, сильно ограничивающая права человека на личную жизнь. Тяжела она, знаете, эта шапка.

Линор Горалик, 24.09.2002


новость Новости по теме