статья Я куплю тебе новую жизнь

Владимир Темный, 13.03.2003
Коллаж Граней.Ру

Коллаж Граней.Ру

Проблема законодателями нащупана верно. По данным ВНИИ МВД, свидетелями и пострадавшими ежегодно выступают около 10 миллионов человек. Из них 2,5 миллиона в ходе процесса меняют свои показания в пользу подсудимого. Разваливаются дела по особо тяжким и тяжким преступлениям. В итоге за последние пять лет благодаря именно таким "отказникам" уголовного наказания избежали более десяти тысяч обвиняемых, а десяткам тысяч скостили сроки до минимума. Предвидя тот кошмар, которому они могут быть подвергнуты на следствии и в суде, многие граждане, став жертвами преступлений, вообще не обращаются в правоохранительные органы. По данным ВНИИ МВД РФ, таких в стране более 60%. Иначе говоря, сотни тысяч россиян боятся обращаться в милицию. Они не верят в ее способность оградить их от сообщников преступника. И, прямо скажем, правильно делают, что не верят.

Итак, государство готово посоперничать с уголовным миром в искусстве доходить до каждого. Пока в лице думцев. Меры защиты предусмотрены на уровне мировых стандартов. Свидетелю или пострадавшему за правдивые показания в суде против особо опасного преступника могут предоставить квартиру в любой точке России, новое место работы, новые документы, сменят имя, фамилию, помогут с изменением внешности и обеспечат пожизненный присмотр правоохранительных органов. Только выступи в суде, только помоги завалить крестного отца, уголовного авторитета, всемогущего олигарха-мафиози.

Но радоваться этому законопроекту несколько преждевременно. Энтузиазм утихает, когда знакомишься с цифрами. Прежде всего, законодатели почему-то исходят из того, что нуждаться в защите из упомянутых выше 10 миллионов будут только 5 тысяч человек. Соответственно закладывается и цена закона, объем его финансирования. То есть надо еще сильно постараться, чтобы попасть в разряд важных свидетелей. Подавляющему большинству - то есть где-то 2,5 миллионам свидетелей - защита государства не светит. Но может быть, стоит порадоваться хотя бы за тех, кого государство возьмет под свою крышу? Нет, и здесь есть неувязки. Например, на перемещение гражданина в другой город и его обустройство на новом месте выделяется не более 30 тысяч долларов. Если человек одинокий, это еще куда ни шло. А если семейный? Ютиться в "двушке"? И потом, это в Америке, возможно, человеку все одно, куда переезжать. А кто согласится бросить московскую квартиру и провести остатки своих дней где-нибудь за уральским хребтом? Российские сочинители этого закона проигнорировали главный принцип аналогичных законодательных актов в цивилизованных странах: государство не просто прячет гражданина от мести преступного мира, оно предлагает гражданину новый, куда более высокий и привлекательный уровень жизни, чем был у него до этого. Не прозябание в каком-нибудь Мухосранске, да еще с физиономией, обезображенной дешевым лицевым хирургом, а деятельная и безбедная жизнь свободного, успешного человека. Может ли сегодняшняя Россия обещать это своему гражданину? Прямо скажем, нет. Просто такого райского места в ее пределах нынче не сыщешь. Разве что раскошелится страна и пристроит особо ценного свидетеля где-нибудь на Багамах. Бог уж с ними, десятками миллионов незащищенных. Да и с пятью тысячами тоже. Двух-трех осчастливить бы, но таких, чтобы ежегодно пристраивать на нары хотя бы пару реальных авторитетов. Увы, столь приземленные задачи думцы перед собой не ставят. Им нужен масштаб.

Ну и последнее: чтобы такой закон в России заработал, одних денег мало - нужно доверие населения к правоохранительным органам. Нужна уверенность гражданина в том, что первый же милиционер, первый же чиновник за какую-нибудь штуку баксов не выдаст его бандитам по первому же требованию. А где ж такую уверенность сегодня взять?

Владимир Темный, 13.03.2003