статья От "Антилопы" до "Жигулей"

Леонид Кочетков, 24.02.2005
Фото Александра Родченко. С сайта www.photounion.ru

Фото Александра Родченко. С сайта www.photounion.ru

Выставка "Антилопа Гну. Автомобили в СССР, 1920-1960-е годы". Москва, галерея "Новый Эрмитаж-один" (ул. Спиридоновка, 4, стр. 1)

Догадайтесь, где в 1945 году в Москве могла быть пробка? Оказывается, там же, где она есть и сейчас – на Тверской в районе площади Белорусского вокзала. Только причина затора шестидесятилетней давности – не трехмиллионный московский автопарк, а футбольный матч на стадионе "Динамо".

Снимок Ивана Шагина "На футбол" – один из семидесяти двух, представленных на выставке "Антилопа Гну" (Автомобили в СССР. 1920-е–1960-е годы). Список авторов говорит сам за себя: Александр Родченко, Евгений Халдей, Аркадий Шайхет, братья Прехнеры, Александр Гринберг, писатель Илья Ильф и многие другие.

Хотя устроители (Союз фотохудожников России) призывают не рассматривать выставку как отчет о "технических достижениях отечественного автопрома", технический взгляд будет также уместен.

На снимках 20-х-30-х годов редкие советские машины теряются между троллейбусами, автобусами и импортными легковушками. Родченко снимает "Мерседесы", работавшие каретами "скорой помощи" в Москве 1929 года, Александр Гринберг – американские "линкольны", Михаил Прехнер – колонну тех же "линкольнов" у Большого Театра. Оживляет картину соседство старого и нового: на снимках Аркадия Шайхета 29-го и 34-го годов московский извозчик со среднеазиатским ишаком – еще равноправные участники движения.

Разумеется, ни одно достижение новорожденного советского автопрома не проходит мимо объектива фотокамеры. Здесь и первые автомобили на экспорт, выпущенные в Нижнем Новгороде и снятые тем же Шайхетом, и "Наши первенцы" Бориса Игнатовича, и пробег Москва-Каракумы-Москва 1933 года (серия Макса Прехнера).

Фото Михаила Савина. С сайта www.photounion.ru На послевоенных снимках, напротив, иностранные машины уже нечастые гости. Разве только в первые мирные годы, когда в страну хлынул поток трофейных немецких машин. Советские знаменитости (Майя Плисецкая) позируют уже на фоне "москвичей", а красоту церквей Великого Новгорода оттеняют гладкие изводы ЗИМа. В послевоенном Союзе появились и свои представительские авто – теперь интуристов у гостиницы "Москва" поджидают на "линкольны", а 110-е ЗИСы.

Главная автофотомодель конца 40-х – начала 50-х годов – безусловно, "Победа". Ряд новеньких "Побед" заменяет ряд "линкольнов" на Охотном Ряду (снимок Евгения Умнова 1947 года). "Победы" сходят с конвейера ГАЗа на фото Аркадия Шайхета и Евгения Халдея. "Победы" тонут во время московского наводнения 1949 года (на фото Михаила Савина попал еще и раритетный сейчас "Москвич" с деревянным кузовом), "Победы"-такси дежурят и на Площади Революции, и у новопостроенного здания Московского университета (снимки Эммануила Евзерихина).

Фото Марка Маркова-Гринберга. С сайта www.photounion.ru Другая модель ГАЗа – "Волга" сверкает свежей краской на ВДНХ в начале 60-х. Халдей запечатлел еще "жуковский" вариант – со звездой в фальшрадиаторной решетке и знаменитым оленем на капоте. В это время иностранная машина (например, "Шевроле Импала" на американской выставке 1961 года) кажется уже диковинкой, которую с интересом разглядывают наши граждане. Советский автопром уже крепко встал на ноги и обеспечил элиту личными легковыми авто.

Но до массового владения машинами и знаменитой триады "машина-квартира-дача" еще далеко. И поливальные машины начала 60-х (фото Валерия Генде-Роте) едут по совершенно пустынному Кутузовскому, расчищая дорогу для грядущих "Жигулей".

Леонид Кочетков, 24.02.2005