статья Чубайс разгоняет приморскую мглу

Андрей Колесников, 08.02.2001

Чубайс решает проблемы чрезвычайными методами. Правда, главе РАО ЕЭС очень не хотелось объявлять в регионах Сибири и Дальнего Востока чрезвычайное положение - ему не нравилось само словосочетание. В результате было объявлено о чем-то вроде особого режима управления и создан оперативный штаб по разрешению проблем территорий, где еще как минимум недели две будут стоять зверские морозы, которые могут похоронить карьеру Чубайса.

Главный менеджер РАО лично отправился во Владивосток, где в нарочито энергичном, чтобы не сказать - энергетическом режиме провел сразу несколько совещаний, накачал местное энергетическое руководство, разложил по полочкам причины кризиса, доложил населению о том, что электричество больше не отключают (правда, сначала осторожно поинтересовавшись у первого встречного корреспондента, есть ли у него дома свет), и наладил отношения с преемником Евгения Наздратенко Константином Толстошеиным, который поклялся конструктивно сотрудничать с РАО и не вступать с ним в бессмысленные противостояния.

Чубайс рискует в третий раз согласно крылатому выражению Бориса Ельцина оказаться "виноватым во всем". Причем насильственным путем его никто не собирается снимать - это слишком накладно для власти, которая сама боится нести ответственность за полномасштабный электроэнергетический кризис, необходимость реформировать отрасль, чтобы она через несколько лет не рухнула уже совсем и навсегда. Пусть уж лучше Чубайс ответит хотя бы за первые последствия реструктуризации, сейчас его сдавать рановато. Правда, он, по данным источника в РАО ЕЭС, может уйти сам. Но только в одном случае - если вслед за Приморьем обрушится ситация в Сибири. А прогноз руководства РАО на этот счет - 50 на 50.

Как это ни печально, но кризис действительно спровоцирован беспрецедентными морозами. Причем апелляция к годам советской власти, когда все якобы было нормально при любых температурных условиях, не годится - и в те времена приходилось размораживать города, а 1979 году проблемы были даже в городе Москве. В СССР в последние 10 лет существовала дефицитная энергосистема, и лимиты энергоснабжения с боем распределялись через самые важные органы - обкомы партии.

Согласно давнему крылатому выражению, которое приписывают известному экономисту Виталию Найшулю, "последняя холодная зима станет последней зимой социализма". Не следует думать, что история распорядилась иначе и морозы похоронят молодой русский капитализм. Зима 2000-2001 годов как раз продемонстрировала всю неэффективность экономики вполне социалистического типа. Кто станет отрицать, что сдерживание энерготарифов в Приморье в течение почти четырех лет - это социализм? Кто будет спорить с тем, что невозможность приватизации российских недр приводит к тому, что добыча становится в буквальном смысле хищнической - снимаются только "сливки", а серьезной разработки месторождений столь необходимого для российской электроэнергетики своего, дешевого угля не происходит? Как дискутировать с теми, кто утверждает, что сегодняшние беды с теплом и светом родились не вчера и даже не позавчера, что бомба замедленного действия была заложена при cоветской власти, когда инженерная инфраструктура и коммунальное хозяйство были сконструированы во всех смыслах по-социалистически? И сколько можно говорить о том, что затягивание из года в год жилищно-коммунальной реформы скоро поставит на ЖКХ жирный крест - из-за недофинансирования развалится все.

Нынешние проблемы объясняются очень просто. Топливный баланс страны во многом зависит от угля. В 2000 году произошел скачкообразный рост его потребления. В результате ежемесячный дефицит угля в стране - 1 миллион тонн. Лучегорский разрез, питавший Приморье, вышел из строя. Попытка перевести край на сибирский уголь оказалась не слишком успешной - из-за холодов физически стали останавливаться разрезы и в этом регионе страны. В результате запасы угля едва ли не обнулились, и катастрофа, в том числе и в Сибири, может произойти в любой момент. Импортный уголь стоит втрое дороже. Закупать его не на что, потому что РАО ЕЭС предпочло заплатить зарплату работникам и осуществить 100-процентные налоговые платежи.

Чубайс оказался в угольном тупике. Но если он сейчас подаст в отставку и реформа электроэнергетики не состоится, а значит не будут вводиться новые мощности, менеджер, который придет на смену Анатолию Борисовичу, окажется в еще более сложном положении - отрасль посыплется уже не из-за угля, а по той причине, что не останется живых мощностей, нечем будет этот самый уголь перерабатывать.

Пока сдаются легкие фигуры. Уволен гендиректор "Востокэнерго", на очереди увольнение зампреда РАО Анатолия Копсова, который отвечал за критические ситуации и на самом деле много сделал для того, чтобы задержать наступление катастрофы.

Так что Александр Волошин, которому поручено кадровое укрепление электроэнергетического монополиста, пока способен лишь на его разукрепление - желающих ответить за кризис нет. Чубайс может выжить как менеджер по той же причине, по какой он всегда выживал оставаясь виноватым во всем: он готов работать и отвечать за результаты своего труда. Власть охотно пользуется этим в своих "разводках".

Фото с сайта Анатолия Чубайса

Андрей Колесников, 08.02.2001