статья Наказать возвращением на родину

Владимир Абаринов, 22.03.2001
Выступление Джорджа Буша в Лэнгли. Слева - директор ЦРУ Джордж Тенет. Фото Reuters

Выступление Джорджа Буша в Лэнгли. Слева - директор ЦРУ Джордж Тенет. Фото Reuters

Когда в среду российского посла в Вашингтоне Юрия Ушакова попросили во второй половине дня приехать в Госдепартамент, он, по всей видимости, прекрасно знал предмет предстоящей беседы с Колином Пауэллом.

О том, что американская сторона оставляет за собой право потребовать отъезда российских дипломатов, официальные лица США говорили сразу после ареста Роберта Ханссена. Но у Пауэлла, в чьей компетенции находится вопрос, была запланирована встреча с Игорем Ивановым в Каире. Потом газеты разузнали про туннель под посольством, и уже Москва встала в позу и потребовала объяснений. Наконец, в Вашингтон приехал Сергей Иванов. Этот визит и предопределил участь дипломатов.

Российское разведывательное присутствие на территории США стало раздражителем в двусторонних отношениях не вчера. Американцы считают это присутствие чрезмерным - источники утверждают, что число сотрудников российской разведки в США составляет 450 человек. Уровня высшего политического руководства проблема достигла в июне 1999 года, когда в Вашингтон прибыл Сергей Степашин, работавший в то время председателем правительства России. Его партнер по переговорам Эл Гор предложил простое решение: пусть лишние шпионы, работающие под дипломатическим прикрытием, уедут на лето в отпуск, а обратно не вернутся. Автор этих строк спросил тогда Гора и Степашина, правда ли, что они обсуждали эту тему. После некоторых колебаний российский премьер сказал, что обсуждали и что он даст поручение разобраться секретарю Совета безопасности. Секретарем этим был Владимир Путин, вскоре заменивший Степашина на посту главы правительства. Поручение, если оно и было дано, утратило силу. Однако проблема осталась и перешла в ведение Сергея Иванова. С ним, всего вероятнее, и надеялись договориться американцы. Но Иванов на сделку не пошел.

В том, что дело было так или примерно так, убеждает появившаяся как раз в среду депеша ИТАР-ТАСС, в которой "высокопоставленный представитель российских силовых структур" обещает Вашингтону в ответ на выдворение "адекватные и пропорциональные" действия российской стороны. Какова будет адекватная пропорция, представитель структур тоже сказал: штат посольства РФ в Вашингтоне - 190 человек, а посольства США в Москве - 1100. Коэффициент, таким образом, составляет 5,8. То есть на высылку 6 человек Москва должна ответить высылкой 35.

Сенатор Боб Грэхэм, демократ от Флориды и второе лицо в комитете верхней палаты по делам разведки, который был поставлен в известность о предстоящем демарше, заявил агентству АР, что четверо из этих шести уже покинули пределы США и что эти шестеро, по сведениям ФБР, имеют непосредственное отношение к делу Ханссена. По мнению Грэхэма, теперь очередь Москвы "швырять башмак". Он уверен, что с обеих сторон будут высланы наиболее опытные представители спецслужб.

Официально о том, что правительство США настаивает на отзыве шести российских дипломатов, в Вашингтоне будет объявлено сегодня. Телеканал CBS, первым узнавший новость, сообщил, что нота Пауэлла не содержит крайней даты отъезда. Это не так: дипломаты будут объявлены non grata, что означает, что они должны покинуть пределы США в течение 48 часов. Таким образом, Пауэлл по-джентльменски предупредил посла о предстоящем демарше. Четверо из этих шести, как утверждают знающие люди, уже покинули пределы США. Однако существует еще список из 40 имен, обладателям которых предложено уехать в приемлемые, не столь жесткие сроки.

Решение о выдворении принято спустя несколько часов после посещения Джорджем Бушем штаб-квартиры ЦРУ в Лэнгли, Вирджиния, где его речь слушали 500 "открытых" сотрудников и неизвестное число "закрытых", сидевших за плотным занавесом. После президентского спича прессу попросили удалиться. Не стоит забывать, что комплекс зданий в Лэнгли носит имя Буша-старшего, который работал директором ЦРУ при Форде. Буш-младший, в отличие от Клинтона и Гора, принадлежит, по всей вероятности, к числу немногих американских президентов, отличающихся пиетет к разведке. В одном своем выступлении он заявил, что получает разведсводку каждое утро в восемь утра и читает ее в первую очередь.

Изменники подлинные и мнимые (досье Граней.Ру)

Владимир Абаринов, 22.03.2001