статья Кучма без Украины

Вадим Дубнов, 27.04.2001

Президент Кучма сообщил, что ему не понравились действия парламента, - кажется, совершенно искренне. "Парламенту, - сказал он, - не хватило политической мудрости". Политической мудрости, надо заметить, не хватило тем, кого принято называть в Верховной раде "пропрезидентским большинством", и на эту тему можно было бы тоже заметить что-нибудь вполне глубокомысленное, если бы Кучма просто путался в терминах. Между тем президент в высшей степени прав в своей печали.

Пропрезидентское большинство - фракции объединенных социал-демократов (читай, хозяева клуба "Динамо" (Киев) и олигархи от электроэнергетики), "Трудовая Украина" (то есть нефтегазовые и трубные олигархи), "Демократический союз" и "Яблоко" (опять же олигархи, только помельче). Чуть-чуть новейшей истории. Сам термин "пропрезидентское большинство" - ровесник "кризиса Гонгадзе", довольно быстро поставившего перед Кучмой беспощадный вопрос: либо он - либо правительство, ибо про самого Гонгадзе все заинтересованные лица довольно быстро забыли, а олигархические перспективы в связи с ослаблением Кучмы открылись всерьез и надолго. Где Кучме останется искать спасения, олигархи знали точно. В знак подтверждения дружбы президент сдал Юлию Тимошенко. Все понимали, что имеются ставки и повыше.

В том, что парламенту не хватило политической мудрости, только половина правды. Вторая ее часть заключена в том, что мудрости от Верховной рады и не следовало ждать. У заклятых союзников президента своя и очень простая игра. Им нужен свой человек во главе кабинета министров, и их совершенно не интересует вся дальнейшая политическая интрига. Кучма, загнанный в угол, явно пытался играть и на втором плане. В Вильнюсе за два дня до случившегося он намекал: работа ведется. Волноваться не надо, и он лично готов выступить посредником между правительством и парламентом. Другими словами, президент, видимо, рассчитывал удержать Ющенко в своей орбите, не отпуская его на всеукраинский праздник неспособной договориться между собой ни о чем оппозиции. То есть торговаться предполагалось не столько с парламентом, который проголосовал бы за отставку непременно, а с самим Ющенко. И тот, похоже, колебался. И все-таки решился, организовав в компании с президентом и олигархами самое выдающееся на сегодняшний день украинское недоразумение.

Строго говоря, премьер-министр Виктор Ющенко ничем особенно реформаторским не запомнился, и все это знали. Борьба с олигархами закончилась на следующий день после изгнания из правительства Юлии Тимошенко, в связи с чем остается предположить, что и здесь премьер был, в общем-то, ни при чем. Но теперь это совершенно неважно. Каким бы он ни был премьером, ушел он как реформатор, ибо валили его, проводника антинародного курса, рука об руку с олигархами и коммунисты. И случилось чудо: он, ничем оппозиционным себя не проявивший, еще полтора месяца назад вместе с президентом объяснявший народу, как много бед принесла ему Тимошенко, теперь стал общепризнанным, несомненным и единственным лидером оппозиции - и Руха, и тимошенковской "Батькивщины", и социалистов Александра Мороза. Как не хватает в этой компании, скажем, еще Павла Лазаренко, майора Мельниченко, и можно ли было найти на роль лидера человека, так мало к ней подходящего.

Но для знамени, особенно при решающем штурме, важен не материал, а цвет. Цвет яркий. Оппозиция явно готовится добить того, кого еще вчера обвиняла во всевластии. Догрызть то, что останется от президента после его окончательной обработки олигархами. А это предстанет перед публикой, может быть, значительно раньше, чем через те 60 дней, которые предоставляет президенту конституция для внесения в парламент кандидатуры нового премьера.

По некоторым сведениям, президент уже таких людей нашел. Имена знакомые: руководитель главной налоговой администрации Николай Азаров, Юрий Омельченко, победивший на мэрских выборах в Киеве социал-демократического олигарха Григория Суркиса, руководитель Украинского союза промышленников и предпринимателей Анатолий Кинах. Но только последний может при определенных условиях устроить президентских союзников-олигархов. Не для того они так интенсивно бились против нынешнего кабинета, чтобы отказаться от безусловной победы. Свой человек им нужен сразу, и он уже заявил, что готов служить; это банкир Сергей Тигипко, одновременно с Потаниным осваивавший на Украине опыт совмещения этой деятельности с работой вице-премьером.

И это может оказаться последним тестом для президента. Оппозиция ждет итогов лобового столкновения Кучмы с его парламентским большинством. Не исключено, что на Украине скоро опять выборы.

Вадим Дубнов, 27.04.2001