статья Перетягивание эпохи

Виталий Портников, 05.11.2003
Эдуард Шеварднадзе. Коллаж Граней.Ру

Эдуард Шеварднадзе. Коллаж Граней.Ру

Грузинский спецназ взял под охрану резиденцию президента Эдуарда Шеварднадзе, в которой проходит совещание руководителя страны с силовиками. Силовики и выборы – это два неотъемлемых элемента закавказской, да и вообще постсоветской демократии. Вначале спрашивают избирателей, но если те отвечают неудовлетворительно, призывают силовиков. Оппозиция, всегда убежденная в победе, начинает сомневаться, что получит ее на этапе подсчета голосов. К моменту оглашения итогов политическая сцена напоминает бурлящий котел: еще немного - и полиция или войска двинутся на возмущенных оппозиционеров, как это было во время последних для Левона Тер-Петросяна президентских выборов в Армении или совсем недавно в Азербайджане.

В Грузии сейчас напряженность возникла в связи с подсчетом голосов на выборах в парламент, которые, как правило, проходят менее напряженно, чем президентские. Но в Грузии – особая ситуация.

Эдуард Шеварднадзе уже заявил, что не будет баллотироваться на третий срок. Таким образом, в Грузии подходит к концу целая политическая эпоха, продолжающаяся – с небольшими перерывами – уже три десятилетия. Но подходит ли? Для оппонентов Эдуарда Шеварднадзе важно, чтобы он лишился морального права выбирать наследника, чтобы уже сейчас стало ясно, что грузины отвергают политический курс действующего президента и его команду, что Шеварднадзе даже и не нужно пытаться предлагать Грузии кандидатуру преемника – все равно люди не проголосуют. То есть оппозиционеры по существу хотят, чтобы эпоха завершилась уже сегодня: в лучшем для них случае – досрочной отставкой президента, в худшем – так, чтобы Шеварднадзе доправил до конца срока и ушел себе подобру-поздорову. А окружение президента и сам г-н Шеварднадзе хотят, чтобы эпоха продолжилась и после истечения срока полномочий Эдуарда Амвросиевича.

Итак, ставки очень высоки, и противостоящие друг другу стороны не собираются стесняться в методах. Тем более что нелегитимные формы политической борьбы в Грузии имеют свои традиции - как советские, так и постсоветские. Тот же Шеварднадзе в конце 1991 - начале 1992 года вернулся к власти в стране, по сути поддержав переворот, устроенный группой обиженных соратников своего предшественника Звиада Гамсахурдиа. Готовность к перевороту – именно к перевороту, а не к легитимному получению власти – вообще выделяет грузинскую политическую элиту даже из разряда постсоветских. Так что на стабильность политической ситуации в Грузии можно рассчитывать лишь в том случае, если одна из противоборствующих сторон докажет другой свою силу и готовность контролировать ситуацию. Но и это не лучший вариант...

Виталий Портников, 05.11.2003


новость Новости по теме