статья Повторится ли Корея в Иране?

Максим Артемьев, 10.10.2006
Ядерный взрыв. Фото с сайта serendipity.li

Ядерный взрыв. Фото с сайта serendipity.li

Свершилось. Многие не хотели в это верить, надеялись на вразумление младшего Кима - но Северная Корея провела-таки испытание атомной бомбы.

Прекраснодушные ожидания пацифистов и непротивленцев опровергнуты, и мир пополнился очередной ядерной державой. Именно "державой", поскольку обладание атомным оружием дает право самому замухрышному экономическому карлику, каким является Северная Корея, именоваться таким образом. Отныне Пхеньян в известном смысле обогнал по значимости таких своих соседей, как Япония и Южная Корея, противопоставив их экономическим успехам свой козырь - оружие массового уничтожения.

Журналисты и историки не раз задавались вопросом - что было бы, если бы Гитлер обладал ядерным оружием? Нынешняя действительность дает им возможность увидеть воочию примерное развитие событий - чем Ким-младший лучше Гитлера? Тоталитарный режим в его стране куда более изощренней, продолжительней, беспощаднее, чем в Германии в свое время. А по степени авантюрности оба Кима не уступят Адольфу - правда, их страна находится на отшибе и слишком мала, чтобы развязать новую мировую войну.

Северокорейские лидеры попирали международное право самым беспардонным образом, едва придя к власти. В 1950 нападением Севера на Юг началась первая "горячая" война эпохи холодной войны. В дальнейшем пхеньянский режим совершал бесчисленные провокации - засылал в Южную Корею диверсионные группы через специальные тоннели под разделительной полосой, организовывал покушения на президентов соседней страны, в том числе с использованием дипмиссий, взорвал пассажирский лайнер, похищал граждан Южной Кореи и Японии для своих разведывательных и пропагандистских целей.

Но все сходило Пхеньяну с рук. Чем наглее он себя вел, тем громче слышались в Сеуле и Токио голоса в поддержку мирного диалога. В тридцатые годы умиротворители Гитлера бросили ему под ноги Европу. Сегодня заложниками глупости и наивности своих правителей стали сотни миллионов людей в Азии. Среди них миллионы россиян.

Коммунистический режим в Северной Корее - реликт холодной войны. Начав как советская марионетка, он со временем стал ловко играть на противостоянии Москвы и Пекина, став равноудаленным от них, и, подобно ласковому теляти, сосал их обоих. Затем, после крушения коммунизма в СССР и реформ Дэн Сяопина в Китае, удачно вписался в новую реальность, шантажируя соседей, и задирая время от времени весь мир.

Отец и сын Кимы рано уразумели нехитрую истину: стоит противопоставить себя сверхдержаве, лучше всего - США, как если не симпатии, то по крайней мере сочувственное отношение к тебе обеспечено. В 50-е годы такая политика сдабривалась коммунистическим соусом. Либералы и леваки на Западе проклинали Америку за "грязную войну" в Корее, охотно покупаясь на состряпанные на Лубянке байки о бактериологическом оружии. Выживший из ума Пикассо рисовал самую знаменитую после "Герники" политическую картину - "Резня в Корее", гнуснейшую по содержанию: войска коалиции под флагом ООН являли собой сборище убийц на фоне безупречно чистых солдат Кима, Мао и Сталина.

Сегодня коммунистическая фразеология Пхеньяном отброшена - речь идет больше о национальной независимости, что особенно в почете у взыскующих "многополярного мира" и антиглобалистов.

История учит тому, что ничему не учит. Когда президентом Южной Кореи стал Ким Ён Сам, а затем Ким Дэ Чжун - гуманисты и миротворцы, Сеул провозгласил по отношению к северному соседу так называемую политику солнечного сияния, корторая фактически заключалась в бесконечных уступках и пресмыкательстве перед коммунистическим диктатором - в некотором смысле пародия на "новую восточную политику" Вилли Брандта. Нынешний южнокорейский президент Но Му Хён даже пошел дальше, выиграв выборы на антиамериканской шумихе и уволив своего министра иностранных дел только за то, что тот одобрил твердую позицию Вашингтона по отношению к ядерной программе Севера.

Что ж, отныне десять миллионов жителей Сеула, расположенного в шестидесяти километрах от границы, стали заложниками непредсказуемого характера Ким Чен Ира - из-за фантастической слепоты своих лидеров, обменявших здравомыслие на аплодисменты из Пхеньяна.

Но далеко ли ушли от них российские правители? Ядерные испытания были проведены Северной Кореей в нескольких десятках километрах от нашей границы. Экологические последствия этого еще неизвестны. В сфере досягаемости северокорейских ракет могут оказаться Владивосток, Находка, другие дальневосточные города вплоть до Хабаровска. Думал ли Кремль об их жителях, когда на протяжении последних лет решительно противился действенным санкциям, предлагаемым Вашингтоном? Вообще, почему США, находясь вне досягаемости удара Пхеньяна, ведут себя так, словно для них угроза наиболее реальна, а Россия, имеющая общую границу с Северной Кореей, фантастически беспечна? Неужели игры во "многополярность" важнее национальных интересов? Неужели страх оказаться в одной лодке с Америкой пересиливает здравый смысл?

Почему вместо того, чтобы громче всех бить тревогу, Россия вопила о недопустимости санкций и о продолжении диалога с тем, кому нужен был не диалог, а циничная сделка в расчете на последующее "кидалово" мирового сообщества? Двенадцать лет, начиная с 1994 года, Пхеньян требовал от Америки, Южной Кореи и Японии многомиллиардной помощи в обмен на приостановление работ. Нехитрый шантаж действовал почти безотказно. Получив многое из желаемого, Север теперь просто надул партнеров и выступает с позиции силы, зная, что в пацифистском Сеуле более всего озабочены тем, как бы Вашингтон не предпринял что-то всерьез.

Более всего волнует даже не ситуация на Корейском полуострове. Поезд уже ушел, и "родить назад" атомную бомбу не получится. Извлечет ли уроки Кремль из этой истории в отношении иранской ядерной проблемы? Или Москва своим воинствующим неприятием любых мер против Тегерана доведет дело до появления ядерной бомбы в руках Ахмадинеджада - фанатика и антисемита? Сколько еще Мюнхенов надо человечеству, сколько Холокостов, но уже ядерных, должно повториться, чтобы мир научился в зародыше давить заразу?

Максим Артемьев, 10.10.2006


новость Новости по теме