статья Из князей без грязи

05.10.2009
Михаил Касьянов. Фото А.Карпюк/Грани.Ру

Михаил Касьянов. Фото А.Карпюк/Грани.Ру

Мы публикуем фрагменты книги "Без Путина", написанной в форме диалога лидера РНДС, бывшего премьер-министра Михаила Касьянова и журналиста Евгения Киселева.

Евгений Киселев: Мне хотелось бы понять, что должен чувствовать человек, который был на олимпе власти, а потом его вдруг объявили чуть ли не врагом народа, пытаются превратить в маргинала? Прежде губернаторы перед вами все стелились, а теперь, узнав про ваш приезд в город, в лучшем случае тут же его покидают. Вас преследует оголтелая прокремлевская молодежь. Травят официальные телеканалы и газеты, обвиняя во всех смертных грехах, включая шпионаж.

Михаил Касьянов: В ответ на этот вопрос я всегда рассказываю один из старых добрых советских анекдотов (они вообще получили в наши дни "вторую жизнь"): В последнее издание энциклопедии вкралась досадная опечатка. Вместо "выдающийся государственный и партийный деятель, кавалер многих орденов и лауреат всевозможных премий" следует читать "разоблачен в качестве врага народа и шпиона семи иностранных разведок".

Если серьезно, то сначала было несколько неуютно. Потом привык. Куда тяжелее привыкали члены моей семьи, но и они молодцы, давно справились с этим. Такова уж жизнь в России, никогда не знаешь, как все повернется завтра. А тем более - послезавтра. В любом случае, не зря говорят: за одного битого двух небитых дают.

Блиц-интервью

Е.К.: Как бы вы охарактеризовали ваши политические убеждения?

М.К.: Как либерально-консервативные с ударением на первом слове.

Е.К.: Кто из российских политических деятелей прошлого внушает вам наибольшее уважение?

М.К.: Два очень разных и не слишком любивших друг друга дореволюционных российских премьера - Сергей Витте и Владимир Коковцов.

Е.К.: Сколько политических партий должно быть в России?

М.К.: Может быть, пять, а может быть - и сто. Ровно столько, сколько нужно людям для выражения их политических интересов. Это должны определять граждане, а не Министерство юстиции или кто-либо еще.

Е.К.: Какой политической программы вам больше всего не хватает на российском телевидении?

М.К.: Программы "Куклы".

Е.К.: Кто из современных зарубежных политиков вам импонирует?

М.К.: Бывший германский канцлер Гельмут Коль, бывший премьер, а ныне министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт и бывший премьер-министр Дании, а сейчас генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен.

Е.К.: Для вас важно: является политик верующим или атеистом?

М.К.:Я оцениваю политиков по другим критериям: принципиальность, честность, готовность к диалогу и компромиссу.

Е.К.: Нужно ли окончательно отменить смертную казнь в России?

М.К.: Безусловно, и чем скорее, тем лучше.

Е.К.: Сможет ли главой российского государства стать женщина?

М.К.: Не вижу в этом ничего сверхъестественного. У нас достаточно умных, профессиональных и волевых женщин, которые дадут сто очков многим политикам-мужчинам. Однако в нынешней политико-административной конструкции это вряд ли возможно.

Е.К.: Как вы относитесь к захоронению тела Ленина?

М.К.: Это обязательно надо сделать.

Е.К.: Первая зарубежная столица, в которую бы вы отправились с визитом, если бы стали главой государства?

М.К.: Безусловно, Киев. Мы должны восстановить связи с ближайшим нашим партнером, порванные во многом по вине нынешних руководителей России.

Е.К.: Считаете ли вы люстрацию оправданной мерой для России на современном этапе?

М.К.: Еще три года назад считал это неприемлемым. Сегодня очевидно, что кто бы ни пришел к власти после Путина, ему очень сложно будет от этой меры удержаться. Считаю возможным, но в ограниченном масштабе. Только в отношении тех лиц, которые осознанно, преднамеренно глумились над людьми.

Е.К.: В чем самый главный порок нынешней политико-административной системы России?

М.К.: Как бы власть себя ни скомпрометировала и какое бы зло ни совершила, ее невозможно сменить нормальным путем через выборы, потому что их просто больше нет. Это не только главный порок, но и наша всеобщая беда.

Е.К.: Политика – это всегда грязное дело?

М.К.:Нет. Чем более она публична и конкурентна, тем меньше в ней грязи.

Е.К.: Что бы вы пожелали нашей демократической оппозиции?

М.К.:Побольше чувства ответственности и иронии по отношению к самой себе.

Е.К.: Что бы вы поменяли, если можно было бы начать жизнь заново?

М.К.:Ничего.

Видео Грани-ТВ: Касьянов

05.10.2009


новость Новости по теме