статья Генеральский забег финишировал досрочно

Иван Свенцицкий, 05.04.2002
Президентский дворец в Магасе. Фото с сайта www.ingushetia.ru

Президентский дворец в Магасе. Фото с сайта www.ingushetia.ru

В пятницу Москва не то что намекнула Ингушетии, за кого ей голосовать в это воскресенье, а буквально проорала, как глухому, на ухо: ЗА ЗЯЗИКОВА! В этот день, за 48 часов до выборов, Верховный суд РФ снял с дистанции недавнего министра внутренних дел республики Хамзата Гуцериева. Одновременно начались неприятности у его брата и главного спонсора - президента "Славнефти". Держатель госпакета Минимущество потребовало созвать внеочередное собрание акционеров компании, на котором Михаил Гуцериев будет смещен со своего поста.

Хамзат Гуцериев был самым грозным противников чекиста Мурата Зязикова. Дальнейшие метания избирателя становятся просто вызовом Центру, то есть преступлением, за которое полагается как минимум депортация. После восьмилетнего долбежа соседнего народа всеми огневыми средствами Москва полагает, что уже достаточно привила кавказским народам любовь к свободному выбору.

Хамзат Гуцериев. Фото с сайта www.flb.ru Помимо Зязикова и Гуцериева, реальным кандидатом считался, пожалуй, лишь Ахмет Мальсагов - бывший аушевский премьер и нынешний и.о. президента республики. Остальные кандидаты - это по большей части "торпеды". Их задача - оттянуть на себя электорат одного из двух "тяжеловесов". То есть пробить брешь в борту соперника, куда устремятся голоса избирателей. Так, кандидат Мухарбек Аушев связан с Зязиковым, а Билан Хамчиев - с Гуцериевым. Но есть и исключения. Например, независимый кандидат Руслан Маскуров с имиджем борца за справедливость и обличителя коррупционеров. Его поддержала часть ингушской интеллигенции, не пожелавшей делать выбор между генералами ФСБ и МВД. Маскуров раньше был соратником Аушева, в 1993-94 годах занимал пост заместителя председателя правительства Ингушетии, позже возглавлял администрацию Маглобекского района. Ушел со всех постов, вступив в острый конфликт с ингушским президентом. Многих Маскуров привлекает тем, что критикует и Аушева, и федеральный центр. Но серьезных шансов у Маскурова нет.

Кремль кровно заинтересован в том, чтобы иметь своего человека в республике, граничащей с мятежной Чечней. C этим и связан стремительный рывок в политику ингушского чекиста Зязикова. Он начинал свою карьеру в УФСБ Ингушетии, потом был переведен на должность заместителя начальника УФСБ Астраханской области. После отставки Аушева в жизни Зязикова стали происходить крутые изменения. Осенью прошлого года Зязикова вызвал в Москву на заседание руководителей районных управлений ФСБ генерал-лейтенант Александр Зданович. Сам по себе этот вызов можно назвать необычным, так как Зязиков был всего лишь заместителем, а не руководителем УФСБ. После заседания Зданович попросил Зязикова остаться. О чем шла речь на той встрече, можно только догадываться. Но 28 января Зязикову присваивают звание генерал-майора, 29 января он становится заместителем полпреда Казанцева, а 30 января подает заявление на регистрацию в кандидаты на пост президента Ингушетии.

Предвыборная кампания генерала обеспечивается всей мощью федеральных структур. В Назрани утверждают, что предвыборный штаб Зязикова в короткий срок завербовал три тысячи агитаторов, положив каждому по пять тысяч рублей в месяц. По местным меркам это огромная сумма. Говорят, что детям за каждый сорванный портрет Гуцериева выплатили в штабе Зязикова тридцать рублей. По словам пограничников из местных частей, команда, за кого голосовать, им еще не поступила, но можно не сомневаться: в неведении начальство их не оставит.

Лишь бы не было войны - "Еженедельный журнал", 29.03.2002

Иван Свенцицкий, 05.04.2002