статья Обжегшись на воде

Илья Мильштейн, 13.08.2001
Фото AP

Фото AP

Год назад погиб экипаж атомохода "Курск". Год назад едва не потонул вместе с подлодкой президент Путин. Политическая катастрофа была закономерным следствием трагедии в Баренцевом море.

Президент РФ тогда был еще неопытен.

Вспомним: середина августа 2000-го, конец лета, сезон отпусков. Путин отдыхает в Сочи, готовясь к неформальной встрече лидеров СНГ. Встреча пройдет в Ялте. Владимир Владимирович купается в славе, во власти и в Черном море. И тут такая незадача: в море Баренцевом тонет "Курск".

Поверим на слово: первым желанием президента было вылететь на место трагедии, но он удержался, не желая мешать специалистам. Удерживался в течение пяти дней, никак не реагируя на ситуацию. Отмалчивался. Держал многозначительную паузу. Работал с документами... Клинтон, Барак, Блэр наперебой звонили ему, предлагая немедленную помощь, а Путин то вяло соглашался, то вяло отклонял эти торопливые предложения. 16 августа, когда весь мир уже стоял на ушах, почетный подводник провел запланированную встречу с действительными членами Российской академии наук. Он предложил ученым свободно высказываться по всем проблемам. "В нашем распоряжении - весь день", - веско сказал президент, и эту историческую фразу тут же распространили задумчивые кремлевские пресс-релизы. Наконец, 18-го президент сел в самолет. И около полудня перелетел. Из Сочи - в Ялту, где в Ливадийском дворце при большом скоплении телекамер началась встреча главных начальников бывшего СССР.

Страна взвыла.

То, что потом в кремлевской администрации сочтут спланированной акцией против президента, а в одном образцово холуйском письме каких-то "отечественных производителей " будет названо "циничным использованием трагедий... для очередной атаки на российские армию и флот", было всего лишь нормальной реакцией нормальных людей на ненормальное поведение президента. Пресса, как любое незамысловатое зеркало, отразила эти настроения в меру сил и талантов.

На телеэкранах две картинки, мелькавшие друг за другом в новостных программах ТВ, кричали сами за себя. Вот Баренцево море с его бесконечной забортной водой, а вот море Черное с волной ласковой и теплой, крики чаек, синенькое пустое небо. Вот юные вдовы, еще только ошарашенные и надеющиеся изо всех сил, в своих убогих квартирках, вот фотографии бравых мальчиков, глядящих победоносно, задыхающихся на дне. А вот маленький человечек в белой рубашке, на лице скупая улыбка, в глазах, мудрых и очень внимательных, государственная озабоченность. Вот лодка, похожая на мертвого кита, отправляется в путь, запечатленная на пленку, а вот Путин садится в самолет, летящий от сочинских пляжей к пляжам ялтинским.

Комментировать тут нечего: сиди и смотри, матерясь и плача. Бесчеловечность власти - вот что потрясло россиян. Уже в августе социологи зафиксировали резкое падение рейтинга президента. Вдруг выяснилось, что Путина не так уж и любят - и народ, и элиты. Что его терпят и боятся, но ошибок прощать не будут. Что рейтинг, накачанный страхом и надеждами, может рухнуть в одночасье. И тогда в Кремле вдруг разозлились и перепугались всерьез.

Теперь, оглядываясь назад, нетрудно понять, как и почему закручивались многие последующие сюжеты. В чем причина невзгод, постигших отдельных олигархов, журналистов и некоторых других известных граждан. Причина проста: "Курск". И дело тут не только в мести, хотя, натравливая Коха на НТВ, президент полностью удовлетворял это свое чувство. Просто год назад Путин окончательно утвердился в убеждении, что без серьезной зачистки телевизионного пространства он всегда будет зависеть от обстоятельств, от воли случая, от собственных ошибок. В стране, где существует свобода печати, даже такая затейливая, как у нас, власть президента всегда под угрозой. И прежде всего это касается телевидения.

Поэтому тогда, в конце августа, судьба НТВ была решена окончательно. Свободу взяли в плотную разработку. Активное мероприятие было обдумано в деталях и одобрено на самом верху. Осуществлялось оно весьма холодно, трезво, немногословно, косноязычно. Ибо политики тогда ушли в тень. К микрофонам потянулись прокуроры.

Теперь, год спустя, многое уже не так важно. Например, кто владеет акциями НТВ. И что за картинка нынче на телеэкране, и о чем вещает диктор, и что подсказывает телесуфлер. И почему потонул "Курск". Важно, что у России появилась Морская доктрина. Важно, что президент встретился со вдовой погибшего капитана. Важно, что Путин держит слово: работы по подъему подлодки в самом разгаре, это ежедневная новость в российских информационных программах. Иногда минут по десять, с использованием сугубо профессиональной терминологии, так что не всем понятно, о чем идет речь. Вода, кругом вода - на НТВ, РТР, на Первом канале...

Ошибка исправлена. В отличие от "Курска", президент РФ всплыл, спасся, не дал себя потопить. Пиаровская акция по восстановлению его имиджа продолжается до сих пор и продлится еще очень долго - в Кремле, на телеэкране, в Баренцевом море.

Приплыли - Vesti.Ru, 21.08.2000
Свобода слова (досье Граней.Ру)
Президент и его рейтинг (досье Граней.Ру)
Президент и армия: Вместо "Юрия Долгорукого" - катер для президента - Грани.Ру, 28.08.2001

Илья Мильштейн, 13.08.2001