Также: Экономика | Персоны: Ярослав Скворцов

статья Святочные гадания Банка России

Ярослав Скворцов, 16.01.2004
Центробанк. Фото с сайта www.chronicle.ru

Центробанк. Фото с сайта www.chronicle.ru

"Вы к нам писали..."

О пересмотре базовых нормативов банковской деятельности в России и ЦБ, и сами участники рынка говорят не первый год. Уже к середине 2003 года стало понятно, что от разговоров финансисты начинают переходить к делу. Правда, ближе к концу года процесс начал притормаживаться: казалось, что думцы третьего созыва так и не разберутся со страхованием банковских вкладов. Но и тут состоялся неожиданный прорыв. "С нового года все у нас будет по-другому", - перешептывались банкиры. И в общем-то оказались правы.

На этой неделе Совет директоров Банка России пересмотрел инструкцию об обязательных нормативах банков, удалив оттуда массу предписаний. В частности, главный банковский регулятор не будет следить отныне за тем, в какой мере кредитуются банками их акционеры (участники) и инсайдеры; ЦБ также не волнует, каков размер обязательств коммерческих банков перед их вкладчиками, а также сколько они должны нерезидентам. Отчитываться теперь надо будет меньше, но чаще. Что должно заставить банковское сообщество встрепенуться.

Суть очередной банковской миниреволюции можно сформулировать фразой, совсем недавно произнесенной президентом России в отношении "закононепослушных" олигархов: "Кто говорит, что законы у нас были очень сложные и соблюдать их было попросту невозможно, лукавит. Можно было их соблюдать. Сложно, но можно...". Так и здесь: о чрезмерности обязательных нормативов современная банковская система повторяет с рождения, то есть последние полтора десятка лет. Теперь, с одной стороны, будет полегче, а с другой, отчитываться предстоит поинтенсивней. Хотя, убрав вышеупомянутые препоны, ЦБ как бы заявил кредитным учреждениям: вы теперь взрослые, сами знаете, чем рискуете, привлекая излишне крупные средства от одного кредитора или излишне доверяя кому-нибудь из своих акционеров. Да и банковская клиентура, о которой пеклись авторы упраздняемых с 1 апреля 2004-го нормативов (почему-то серьезное начинание намечено на этот не вполне серьезный день), стали смышленее. Посмотрят на баланс банка и ужаснутся: так это и не банк вовсе, а какая-то касса взаимопомощи кучки акционеров-соучастников. И риски собственных вексельных обязательств у них заоблачные.
Сами банкиры, которые через свой главный "профсоюз" – Ассоциацию российских банков – неоднократно предлагали нормы эти если не отменить, то хотя бы смягчить (письма писали, встречались с руководством Банка России и депутатами), судя по всему, должны быть довольны. На достигнутом, правда, в АРБ останавливаться не намерены: там считают, что есть еще, что сокращать в нормативной базе. ЦБ, в свою очередь, надеется, что благодаря нововведениям банков станет меньше. Но, потеряв в количестве, система выиграет в качестве.

Гарантируй или проиграешь

Подсократить число кредитных организаций призван и закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". В Банке России верят, что вступление закона в силу повысит доверие населения к банковским вкладам и на рынке начнется реальный бум (и, как следствие, ускорение экономического роста - ведь банки будут вкладывать привлеченные средства в народное хозяйство). Кроме того, в банковской системе останутся лишь наиболее жизнестойкие: к участию в системе страхования иных не допустят по жестким критериям отбора, а те, кто не попадет, окажутся за бортом активной банковской жизни и со временем рынок покинут.
Существенный момент: первый зампред ЦБ Андрей Козлов полагает, что речь вовсе не идет об автоматическом упразднении мелких и средних региональных банков (напомним, что последняя "банковская революция", задумывавшаяся РСПП еще летом 2000-го, предполагала именно упразднение "малышей"): места хватит всем - и крупным и мелким. Главное, чтобы банк был здоров "физически", то есть чтобы с ликвидностью все было в норме. В то же время в Ассоциации региональных банков "Россия" высказывают беспокойство: мол, нас и так душат жесткими требованиями по фондам обязательного резервирования, а тут еще средства надо будет в фонд страхования отчислять. То есть для некоторых региональных - не самых крупных кредитных учреждений - новый закон все-таки окажется ношей непосильной.

Но так ведь ЦБ и не говорил, что банкам будет легко. Таким образом, на Неглинной ждут серьезных банковских сокращений и к ним готовятся.

До конца января на свое первое совещание должен собраться совет директоров создаваемого согласно закону о страховании Агентства по страхованию вкладов. Схема комплектации нового госоргана до боли напоминает ту, по которой в конце 90-х строился совет директоров Агентства по реструктуризации кредитных организаций: столько-то директоров от ЦБ, столько-то от правительства. У руля создаваемого АСВ встанет нынешний гендиректор АРКО Александр Турбанов. А по словам его заместителя Андрея Мельникова, примерно 150 специалистов, ныне занятых в АРКО, вполне могут стать "костяком для Агентства по страхованию вкладов".

И чему удивляться: предстоящий отбор в систему страхования по существу мало чем отличается от того, чем занималось агентство по реструктуризации сразу после кризиса 1998-го.

Ярослав Скворцов, 16.01.2004