статья Архаисты и новаторы "Золотой Маски-2002"

Майя Мамаладзе, 04.03.2002

Ежегодный театральный фестиваль вокруг премии "Золотая Маска" - самый у нас раскрученный и солидный, завоевавший и международную известность. Взгляд на афишу нынешнего фестиваля убеждает, что за недолгие годы своего существования премия (учреждена в 1994 году) завела постоянных фаворитов, что, впрочем, характерно для всех самых солидных премий мира.

В номинациях драмы ситуация снова накалена до предела. Всем памятна история прошлого года, когда сразу две главные номинации, а именно "лучший спектакль большой формы" и "лучший режиссер", выиграл молодой питерский режиссер Григорий Дитятковский спектаклем, похожим на скабрезный анекдот. Но Дитятковский находит психологическую глубину в самой легкомысленной драматургии. Вот и посмотрите на фестивале поставленную им в Новосибирске оперетту "Граф Люксембург", которую вряд ли обойдет награда (ведь она единственный номинант в категории музыкального театра). Его же "Федре" в БДТ скорее всего придется уступить: Льву Додину с его "Чайкой", Марку Захарову с его "Шутом Балакиревым", Петру Фоменко и его "Войне и миру" и наконец младшему их коллеге Сергею Женовачу с "Горем от ума" в Малом театре.

''Война и мир. Начало романа'' в ''Мастерской Петра Фоменко''. Наташа Ростова - Полина Агуреева. Фото с сайта www.theatre.ru Додин наиболее часто был лауреатом "Маски". Петра Наумовича, как многие сочли, премия в прошлом году не долюбила. Кстати, и замечательная актриса "Мастерской Фоменко" Галина Тюнина, вполне вероятно, в этом году "лучшая". А у Захарова главной национальной премии вовсе нет. Вроде бы поначалу критики считали, что он режиссер коммерческий, но сейчас, когда успеху на театре поклоняются, аки язычники идолу, уже так не считают. Женовач своим спектаклем в Малом доказал, что и признанные мастера отечественной сцены, заросшие мхом всенародной любви к ним, могут блистать как подлинные бриллианты, когда с ними работает режиссер младшего поколения со свежими мыслями в голове. Юрий Соломин за роль Фамусова может стать "лучшим актером" минувшего сезона.

Явление Мариинки, тяжеловеса и мощной артиллерии "Золотой Маски", в этом году впечатляющее. 3 и 4 марта, за три недели до основного старта фестиваля, представлены два спектакля. Первый, "Сказание о невидимом граде Китеже" в режиссуре и сценографии москвича Дмитрия Чернякова (вот интригующее новое имя в афише фестиваля этого года), перечеркивает советскую сусально-лубочную традицию, в которой была выдержана старая постановка в оформлении Ильи Глазунова в Большом. В образе Китежа, предстала Россия девятнадцатого века, та самая, которую мы потеряли, - с цитатами из Достоевского и Белого, Васнецова и Коровина. И вместе с ней Россия запредельная, с блокадными и ностальгическими в духе Тарковского воспоминаниями. Мы увидели татар в НЛО, птицу Сирин в беретике, птицу Алконост с папиросой, руины из сталкеровской зоны.

Москвич Черняков уже зачислен критикой в новаторы и лидеры молодого поколения оперной режиссуры. Он может составить серьезную конкуренцию постановщику "Валькирии", второго оперного спектакля Мариинки. Им выступает Готфрид Пильц, сценограф прошлогоднего вагнеровского номинанта "Маски". Тогда постановочное и художественное решение "Золота Рейна" режиссером Йоханнесом Шаафом и художником было отнесено многими критиками к оперному прошлому. Московский же зритель, не лицезревший достижения немецкой оперной режиссуры эпохи железного занавеса, получит несомненное удовольствие и продолжит знакомство с решительным проектом Валерия Гергиева, осваивающего махину вагнеровской тетралогии.

Михаила Шемякина с его "Щелкунчиком" в Мариинском (в Москве он 4 и 5 апреля) можно считать главным претендентом на звание "лучшего художника музыкального театра". Гофманиада про Сладкое царство, одолеваемое крысиными силами, выдержанная в манере Калло и изысканного модерна мирискусников, вовлекает во вторую реальность не хуже чем сага про хоббитов, эльфов и орков Мордора. Будут таинственные персонажи "крысочеловеки", невзрачный уродец вместо елки, черные снежинки в белую крапинку. И глубокое новое исследование Гергиевым партитуры Чайковского. Говорят, мим Антон Адасинский (прошлогодний аутсайдер номинации "Новация"), в роли мага Гэндальфа - простите, Дроссельмейера - производит совершенно неизгладимое впечатление и весьма органично вписывается в шемякинскую гротескно-некрофильную эстетику. Но оригинальной хореографией, увы, спектакль порадовать не сможет.

Мощную конкуренцию всем в номинации "лучший балетмейстер" составит балетная мегазвезда Джон Ноймайер, мировая знаменитость родом из Гамбурга. Тот редкий случай, когда отечественная премия может уехать за границу. 1 апреля смотрите его балеты "Весну и осень" по Дворжаку, "Теперь и тогда" по Равелю и "Звуки пустых страниц" по Шнитке. В главных партиях лучшие танцовщики Мариинки: Вишнева, Захарова, Фадеев, партию Смерти в балете на музыку Шнитке на премьерах танцевала Ульяна Лопаткина, но отчего-то реклама фестиваля о ней молчит.

Сцена из спектакля "Шут Балакирев". Фото с сайта www.theatre.ru

Основное противостояние Москва-Петербург в музыкальной программе "Золотой Маски" на этот раз не состоится. В номинации "лучший спектакль современного танца" представлены фавориты премии: тонкий стилист Татьяна Баганова с труппой "Провинциальные танцы" из Екатеринбурга и ироничный бытописатель Ольга Пона с Театром современного танца из Челябинска. Как видите, в музыкально-танцевальной части творится толчея невообразимая.

В номинации "Новация" среди прочих в этом году московский театр "Тень" с его грандиозным проектом "Лиликанский музей театральных идей". Во время Театральной олимпиады мы смогли увидеть в лилипутском старинном многоярусном театре бумажного мольеровского Альцеста: главный мизантроп отечественной сцены Анатолий Васильев гениально озвучивал его, и в финале Альцест палкой сносил картонные декорации на сцене и рушил театр. Потом с видеокассеты Фоменко с кровожадным смехом предлагал проект спектакля, где под музыку из вердиевского "Набукко" будут тонуть "титаники всех времен и народов". Ныне в рамках фестиваля "Маски" представят спектакль по идее Тонино Гуэрры.

Среди номинантов-новаторов также опера "Царь Демьян" от представителей нового музыкального искусства. Автор коллективный, кого-то вы могли слышать в культцентре "Дом", их там давно занесли в домовую книгу. Леонид Десятников стал особенно знаменит после музыки к фильму Александра Зельдовича "Москва", а имена других создателей - Вячеслав Гайворонский, Владимир Николаев, Ираида Юсупова. Либретто основано на фольклорной драме "Царь Максимилиан", и поставил его Виктор Крамер, признанный мастер клоунского театра. Покажет эту оперу вновь Мариинка.

Обо всех номинантах не расскажешь, достоверных прогнозов не дашь, понятно одно: с 27 марта по 14 апреля в театрах будет что посмотреть, а 15 апреля в Большом театре на церемонии закрытия станут известны лауреаты премии.

Майя Мамаладзе, 04.03.2002