Также: Культура

статья Капля чистого никотина

Галя Анни, 14.03.2002

"Сто лет с огоньком. Курение и курильщики в изобразительном искусстве XX века"
Галерея "Ковчег",
ул. Немчинова, 12

Картинка с выставки. Фото с сайта test.psyho.com.ua

Курить - полезно.

Если ты, милый мой читатель, думаешь иначе, ты - жертва информационного альянса наркоторговцев и производителей антиникотиновой жвачки. Встань, читатель, и иди на выставку "Курение и курильщики в изобразительном искусстве XX века". И если она не вызовет у тебя мощного всплеска генетической памяти, ты - Ых из планетной системы Альфа Центавра.

От поддержки выставки "Сто лет с огоньком" стыдливо отказались даже табачные компании. Несколько известных печатных изданий сделали морду жирным курсивом, заявив, что они - "за здоровый образ жизни". Они все центаврианцы.

Многие годы курение в нашем родном отечестве украшало собой поэзию и кинематограф, поднимало промышленность, развивало науку, шахматы и преферанс.

Наши отцы, деды и прадеды закуривали по одной, затягивались папиросочками, набивали трубки, сворачивали козьи ножки, смолили по-черному, дымили хоть топор вешай - и запускали Магнитку, Днепрогэс, Беломорканал, целину, Малую Землю, кукурузу, БАМ, спутник, синхрофазотрон, Гагарина, перестройку, кооперативы, пивзаводы и сериалы.

Наши отцы и матери в молодежных кафе нежно выпускали друг на друга кольца сигаретного дыма. Они зачинали нас под портретом бородатого трубчатого Хемингуэя и у телевизора, в котором многозначительно курил Штирлиц.

Развернувшаяся сегодня на просторах нашей Родины небывалая по размаху борьба с курением - удар по патриотизму, историческим ценностям и воспитанию молодежи. Подрастающее поколение, незнакомое с культурой табакокурения, выбирает пепси, токсикоманию, экстази, амфетамины, кокаин и тяжелые наркотики. Курить в общественном месте становится неприлично, словно ругаться матом при беременной женщине. Работодатели делают изгоев из своих курящих сотрудников, вытесняя их в непроветриваемые курилки, на улицы, недовыплачивая премии. При этом они же охотно заказывают подчиненным обеды из "макдональдса", по вредности равные сотням выкуренных сигарет.

Организаторы выставки в галерее "Ковчег" застенчиво оправдываются перед Минздравом историческим экскурсом и искусствознанием, но видит Бог - они чисты, как брильянт в галстучной заколке Рудольфо Валентино. Его фотография с сигарой, в пандан к лику Конрада Вейдта с трубкой, украшает экспозицию изображений голливудских суперстаров, где дымят Лиа де Путти в пролетарской кофточке и сверкающая драгоценностями Пола Негри.

Но наше отечественное курение делает весь голливудский планетарий, как картина "Бурлаки на Волге" - открытку-валентинку. В нем, сентиментальном и героическом, как в капле чистого никотина, отражены все этапы большого пути нашей Отчизны.

Картинка с выставки. Фото с сайта www.russ.ru На застекленных стендах рассыпаны брильянты русской словесности. Надписи на папиросных пачках ласкают слух и вызывают желудочный сок. "Эх! Отдай все!", "Для знатоков", "Продажа по цене выше обозначенной карается законом", "Ойра", "Ларек", "Репка", "Бурлак", "Старатель", "Алжир", "Таис", папиросы "Сафо" высшего качества.

Теплый вечер, белый дым,
Руль с двумя колесами,
Хорошо быть молодым
И курить по-взрослому.

(Константин Сутягин)

Хорошо курить папиросы "Глорiя", "Батумъ", попивая кофе "Эйнемъ" на утренней набережной. Хорошо выбрать на лотке у мальчишки, среди "Ваньки-встаньки", "Хлестких", "Народных", и "Пляжа", папиросы "Солидныя", 1 р. 20 к. за 100 штук, и неторопливо уложить в серебряный портсигар. Хорошо купить "Нашу марку" у моссельпромовской папиросницы и, по-взрослому, стряхивая пепел мимо полосатых брючек, пройтись фраером по Тверской.

И в войну, и после войны, "в еще более трудные мирные годы", трубка, папироса, зажигалка, коробок спичек освещали скудную жизнь советского человека. "Площадь бумаги, ежегодно расходуемой в СССР на печатание спичечных этикеток, в десять раз превосходит территорию княжества Монако", - гордился журнал "Советский Союз" в 1958 году.

Чего только не печатали на этом несметном богатстве! Балабановская экспериментальная фабрика выпускала к юбилею Горького спички "Мать", а к лермонтовскому - "Княжна Мери" и "Смерть поэта". Сообщала гражданам обо всех достижениях космической и балетной промышленностей. Звала в бой - "Возделывайте свеклу квадратно-гнездовым cпособом!", "Развивайте мясо-шерстное овцеводство!".

От старого мира остались лишь сигареты "Ира". Печальная, пустая, разорванная пачка. Сокровища нового мира, в десять раз превосходящие княжество Монако, стремительно ветшают и портятся. Спешите! Нигде кроме, как в этом доме. Номер двенадцать по улице Немчинова.

Выставка "Сто лет с огоньком. Курение и курильщики в изобразительном искусстве XX века" открыта в галерее "Ковчег" до 31 марта.

Галя Анни, 14.03.2002