статья Без Зыкиной и Гагарина

Олег Кожемякин, 16.06.2004
Пи Джей Харви. Фото с сайта www.heathernovalive.com

Пи Джей Харви. Фото с сайта www.heathernovalive.com

Американская певица Пи Джей Харви подобралась к Москве почти незаметно. Рекламы было не очень много, билеты попадались не всюду. В результате и в зале достаточно легко можно было пробираться через толпу. Концерт в ДК Горбунова 15 июня начался, как это нередко бывает, с получасовым опозданием. Разогрев – отечественная группа "Небо здесь" и американец Морис Теппер – строился, вероятно, примерно по одному принципу: тяжесть и драйв на фоне достаточно примитивных гармоний и ритмов. Голос вокалиста российской группы Игоря Тимошина более всего напоминал о солисте Metallica Джеймсе Хэтфилде, текст, который удавалось расслышать, звучал достаточно банально. Музыканты играли мрачно и старательно, но ни они, ни Тимошин публику не завели.

Если и первому разогреву приходится нелегко, то участь второго разогрева, как правило, еще печальнее. Первоначальный замысел, видимо, предполагал, что драйв будет идти по нарастающей, однако Мориса Теппера, бывшего гитариста из группы знаменитого музыкального шамана Капитана Бифхарта, уже мало кто хотел слушать. Он крутился около микрофона под фонограмму, на которой звучало что-то тяжелое и блюзовое, изображал, что играет на гитаре, выл и время от времени дул в губную гармошку мимо нот. С одной стороны, до мощи Капитана ему было далеко, с другой, его изначально не очень ждали.

Публика уже долго на разные лады вызывала героиню концерта, но та появилась только через два часа после начала (между разными исполнителями примерно по полчаса из динамиков неслась фонограмма). С первых же нот она взяла зал. И скоро стало понятно, что перед нами загадка. В сущности, не столь уж многие песни Полли Джин (сокращенно PJ) блещут оригинальностью гармонических ходов, построены они, в основном, по довольно примитивным схемам, и сложно понять, чем именно ее музыка так привлекает и цепляет.

Даже то, как Харви держалась на сцене, нельзя считать чем-то особенным – все эти приседания до пола и хождения по авансцене мы уже не раз видели и от других. Видимо, дело даже не в том, что у певицы очень богатый диапазон – умея без усилий брать очень высокие ноты, она предпочитает петь низким, часто резким голосом, причем в унисон с тяжелой гитарой.

"Страдает-то как, бедная!" – сказал как-то один мой знакомый, впервые услышав Пи Джей Харви. Чего-чего, а страданий на этом концерте мы не услышали. То, что она продемонстрировала, можно скорее назвать веселой и приветливой агрессией.

Все, что творилось вокруг Пи Джей, происходило как бы между делом. Музыканты время от времени менялись инструментами: барабанщик Роб Эллис и басист Динго садились за клавиши, гитарист Джош Клингхоффер – за вторые барабаны. Солистка исполнила 23 песни, из них пять на бис (на который выходила дважды). Первый из бисов она сыграла одна под гитару. И тут показалось, что она спокойно может обходиться без поддержки других музыкантов на сцене и добиваться того же, а то и большего эффекта и драйва. Но где именно в ней кроется эта сила, так и осталось непонятно.

P.S. У Харви есть по крайней мере две песни, частично связанных с Россией. В Yuri G говорится о Гагарине, а Hook начинается с пения Людмилы Зыкиной. Ни того, ни другого на концерте не было. PJ действительно не нужно никаких лишних эффектов.

Олег Кожемякин, 16.06.2004