статья Неизвестный без ансамбля

Матвей Масальцев, 22.12.2003
Автограф Стива Уинна в блокноте обозревателя Граней.Ру

Автограф Стива Уинна в блокноте обозревателя Граней.Ру

Ради интереса ввел в русские поисковики его имя. Нажал на поиск без особого энтузиазма и еще раз убедился-огорчился: почему его никто у нас не знает? Все пишут о другом Стиве Уинне, короле игорного бизнеса Лас-Вегаса, который купил на аукционе какую-то дорогущую картину.

А упустили мы нечто важное. В 1980-х Стив Уинн, тот который мой, был лидером группы The Dream Syndicate и одним из основателей современной инди-музыки. Потом, десяток лет спустя, пластинки Уинна рьяно собирал некто Курт Кобейн из коллектива Nirvana, а некто Майкл Стайп из ансамбля Pearl Jam до сих пор почитает Стива как легенду и одну из муз.

Вот какой человек прилетел на днях в Москву. Одетый в неизменные пиджак, рубашку, джинсы, он вышел на сцену клуба Art Garbage и произнес: "Вообще-то, я вроде как турист. Один из моих предков родом из Киева. Мне тут сказали, что это теперь Украина, но..."

Он, видимо, тоже не слишком ожидал, что Москва придет на его шоу. Тем более что в Россию Стив Уинн прилетел сам... без ансамбля, как говорится. "Мне не очень привычно выступать без баса, соло-гитары, барабанов", - признался он. Да уж, для символа американской независимой музыки, для гитарного психоделиста-извращенца, для человека, славного длиннющими рок-джемами, это странно – остаться на публике с одной лишь акустической гитарой наперевес.

Однако он заставил поедающих и выпивающих оторваться от бокалов и тарелок. Стив Уинн не показал ничего великого в смысле владения инструментом. Он не мог добиться от гитары всего богатства звука и не стал этого делать. Он использовал гитару как средство показать себя, Стива, и много в этом преуспел. Такая харизматичность, артистичность, умение сделать паузу – большая редкость.

Он разложил музыку на простые составляющие и добавил смачный привкус своего последнего увлечения – фолка. Все это, вместе с необычным нервным вокалом, сделало музыку выразительной и доступной многим. Публика рукоплескала, танцевала, наливала Стиву водки и всячески выказывала свое удовольствие.

Очень не хотелось, чтобы концерт завершился. Так не хотелось, что Стив Уинн не смог отделаться обещанием приехать еще раз и с ансамблем. Он спустился было со сцены, но его тут же взяли в плотное кольцо. Тогда Стив развернулся, взял отключенную гитару и сыграл тут же, как арбатский музыкант в окружении собутыльников. А публика, как арбатские собутыльники, немного нестройным хором подпевала: "Ca-ro-line".

Драйв получился сумасшедший, и я не сдержался: начал смещать свое громко топающее и хлопающее тело поближе к Стиву. Тот крикнул "cool", а после концерта официально задокументировал факт. Он написал в моем репортерском альбоме такие слова: "For my drummer".

P.S. После долгих поисков в Рунете все же было обнаружено место, где есть сведения об истории Стива Уинна и группы The Dream Syndicate. Если кому интересно, посмотреть можно здесь. А на собственном сайте музыканта выложены несколько его песен.

Матвей Масальцев, 22.12.2003