статья Придворный Дворкович

Андрей Пионтковский, 04.05.2010
Андрей Пионтковский. Фото с сайта civitas.ru

Андрей Пионтковский. Фото с сайта civitas.ru

То обстоятельство, что Кирсан Илюмжинов имеет устойчивую репутацию вора и коррупционера, естественно, не могло шокировать помощника президента Российской Федерации Аркадия Дворковича. Среди российской "элиты", к которой принадлежит означенный Дворкович, подобное поведение считается вовсе не девиантным, скорее наоборот - системообразующим. Пройдитесь, например, по бизнес-биографиям обитателей российского политического олимпа - от губернатора Шепелявого до старика Батурина.

Но все-таки убийц, тем более заказчиков политических убийств, среди них явное меньшинство. Поэтому исключительную предупредительность помощника президента к человеку, публично обвиняемому партией "Яблоко" в убийстве оппозиционной журналистки, руководителя калмыцкого отделения "Яблока" Ларисы Юдиной, трудно объяснить корпоративной солидарностью или служебным рвением.

Решительно отвергаю саму мысль о том, что шеф Дворковича, выдающийся российский юрист, в недалеком будущем, возможно, даже председатель Конституционного суда РФ, мог потребовать от своего помощника пойти на наглый подлог и ложь ради продвижения интересов подобного субъекта.

Видимо, поведение юного дарования определялось какими-то другими мотивами. В бизнес-сообществе давно уже сложилось мнение, что г-н Дворкович, как персонаж известного анекдота, помимо своей государственной деятельности еще "немножечко шьет".

Напомню, что Шахматная федерация РФ должна определиться в своей поддержке кандидата на пост президента ФИДЕ. Претендентов двое - Илюмжинов и Карпов. Уверен, что в любой российской аудитории опрос на предмет того, кто из них более достоин представлять Россию на этом посту, дал бы результат с огромным перевесом в пользу многократного чемпиона мира по шахматам Анатолия Карпова. И это не просто шахматный или личностный выбор. Это, если хотите, политический выбор подавляющего большинства населения страны.

Попробую пояснить это на своем собственном скромном примере. Карпов никогда не был моим героем. Конечно, я уважал его как великого шахматиста. Но болел я в его знаменитых матчах, как и большинство моих друзей, за Корчного и Каспарова. Карпов воспринимался нами как человек системы. Подобный его образ старательно культивировался самой системой, которой это было нужно гораздо больше чем самому Карпову.

Но все это было очень давно и совсем в другой стране. С годами я узнал о его работе в Фонде мира, о его шахматных школах во многих российских городах и проникся к нему несколько большей симпатией. А во втором его матче с Анандом нельзя было не восхищаться его волей к победе в почти безнадежной ситуации тайбрейка из коротких партий.

А посещение им несколько лет назад арестованного коллеги Каспарова показало, что он не только выдающийся профессионал, но еще и просто очень порядочный человек. Жаль, что им не предложили сыграть в прямом эфире партию в камере. Это была бы штучка посильнее цвейговской "Шахматной новеллы".

Выбор между Карповым и Илюмжиновым - это выбор между человеком поздней советской системы со всеми ее издержками и недостатками и одним из одиознейших представителей сегодняшней бандитской и воровской власти.

Есть все основания полагать, что подавляющее большинство из 32 членов попечительского совета Федерации шахмат РФ, так же, как и любая другая выборка их соотечественников, предпочтут Карпова. Именно поэтому представителю "либерального крыла" администрации Дворковичу пришлось пойти на подлог - объявить о якобы состоявшемся решении совета в пользу Илюмжинова и вручить Илюмжинову фальшивую бумажку, которой тот и размахивает в ФИДЕ.

Придворный Дворкович, развращенный безнаказанностью, попал в весьма неприятную историю. Если он будет упорствовать и продолжать продавливать свою илюмжиновскую ложь, его могут уволить и он потеряет свою возможность "немножечко шить".

Власти сейчас не нужен еще один конфликт с общественным мнением. Ей не нужно слишком явное саморазоблачительное признание в том, что она на генетическом уровне отторгает Карпова как чужого и покрывает Илюмжинова как своего.

Андрей Пионтковский, 04.05.2010