статья Нижняя палата номер шесть

Николай Петров, 17.01.2011
Николай Петров. Фото с сайта www.radiomayak.ru

Николай Петров. Фото с сайта www.radiomayak.ru

Опубликованные на прошлой неделе результаты декабрьского социологического опроса Левада-центра об электоральных предпочтениях россиян не вселяют больших надежд насчет радикального изменения политического расклада в следующей, шестой по счету Госдуме, хотя и несколько расходятся с заявляемыми электоральными планами Кремля.

Согласно данным Левада-центра, "Единую Россию" весьма стабильно поддерживают примерно 45% опрашиваемых. С учетом того, что по шести волнам опросов с апреля 2009 года семипроцентный порог ни разу не удавалось превысить более чем трем партиям, электоральная премия за счет высокого порога увеличивает долю мандатов проходящих в Думу партий не менее чем в полтора раза, обеспечивая таким образом "Единой России" конституционное большинство. На роль партии-изгоя, которой по сочетанию сейчас двух факторов - низкой электоральной поддержки и административного прессинга - скорее всего предстоит лишиться полноценной фракции в Думе, пробуется "Справедливая Россия".

В кремлевских раскладах конфигурация сил в следующей Думе изящно описывается формулами "3 + 2" или "3 + 3", подразумевающими наличие трех полноценных фракций и пары "фракций" из 1-2 депутатов от партий, чьи списки наберут свыше 5, но менее 7 процентов голосов. На получение приставных стульев по формуле +2 помимо "Справедливой России" может, по-видимому, рассчитывать "Яблоко", как это предусматривают некоторые из кремлевских сценариев.

Интересно, что временное снижение популярности ЕР, фиксировавшееся опросами в апреле (реакция на рост тарифов ЖКХ) и в сентябре (пожары) прошлого года, мало сказывается на популярности других партий: уходящие от единоросов голоса не особенно переходят к другим партиям и увеличивают главным образом абсентеизм.

Из нынешней оппозиции наибольшие симпатии опрошенным внушает недавно образованная Партия народной свободы "За Россию без произвола и коррупции". Неплохое начало! Проблемы две: во-первых, партию поддержали всего 2% (в Москве 7%); во-вторых, даже если она будет зарегистрирована, в думских выборах эта партия участвовать не будет. Все остальные партии, включая "Яблоко", показывают результат еще хуже. Впрочем, сравнения, кто из них менее популярен, некорректны, поскольку все цифры их поддержки пренебрежимо малы - меньше погрешности исследования.

Есть два серьезных возмущающих воздействия, которые не фиксируются нынешними опросами, но могут существенно повлиять на результаты выборов в декабре. Одно из них - "фактор Путина", который в том случае, если Путин возглавит список ЕР, даст существенный прирост голосов. Второе - фактор "кризиса доверия", который может съесть путинскую прибавку, если она будет, или "отгрызть" у Единой России значительную часть голосов, если она пойдет без вождя. Этот кризис доверия касается, во-первых, электората в регионах, где власть людей "достала", таких, например, как Калининградская, Свердловская, Иркутская области. Касается он и чиновников среднего звена в тех регионах, где были разрушены политические машины, прежде исправно поставлявшие рекордную поддержку ЕР. Это Москва, Башкортостан, Татарстан и до некоторой степени Ростовская область, откуда в копилку ЕР на прошлых выборах пришел каждый четвертый-пятый голос. И то, что "тяжеловесы" - создатели политических машин ушли, и то, как они ушли, не позволит ЕР получить обычной прибавки "грязных" голосов.

Фактор "кризиса доверия" обусловит не только ухудшение общего результата ЕР, но и существенно большую, чем ранее, дифференциацию между регионами. В частности, Москва, где, похоже, наблюдается двойной кризис доверия - и со стороны граждан, и со стороны чиновников, - может вернуть себе давно утраченную роль одного из лидеров протестного голосования.

Итак, если не произойдет ничего экстраординарного, следующая, шестая Дума по партийному составу будет мало чем отличаться от своей предшественницы. Неправильно, однако, было бы из этого делать вывод о способности системы обеспечить себе еще пять лет спокойной жизни в нынешней конфигурации. Дело в том, что время декоративных институтов, каковым является нынешняя Дума, проходит. Когда все само собой растет и надо лишь распределять доходы между акционерами, принятие решений оказывается проще, чем в ситуации экономической турбулентности. По крайней мере есть сундук, из которого недовольным можно дать прибавку. А когда игра идет, как сейчас, с нулевой, а то и с отрицательной суммой, наличие легитимных механизмов согласования интересов становится необходимостью. И ничего лучше парламента для согласования интересов и выработки наиболее эффективных решений пока не придумали. Поэтому на следующую Думу, как и на Совет Федерации, лягут реальные задачи, под грузом которых они волей-неволей трансформируются.

Николай Петров, 17.01.2011


в блоге Блоги