статья Ответственный порученец

Илья Мильштейн, 04.09.2012
Илья Мильштейн

Илья Мильштейн

Если пропагандистам положены погоны, то ведущий программы "Человек и закон", продюсер "Лубянки", лауреат премии ФСБ Алексей Пиманов наверняка носит генеральские. Это означает, что ему дозволено куда больше, нежели простым пехотинцам с НТВ. Пехотинцы получают приказ, берут под козырек и со страшным криком бросаются в атаку. А кто нынче враг - Лука, Лужок, пожилой правозащитник или молодые несогласные, чью анатомию труженики "высурковскойпропаганды" изучают по ходу дела, - это не суть важно. Важно успеть к сроку замочить тех, на кого указал начальственный палец. Пока Лукашенко снова не стал другом, Лужков не вернулся из опалы, а протестующие, к примеру, не захватили Кремль.

Оттого солдаты, как правило, безымянны. В отличие от Пиманова, который является в кадре собственной персоной и работает в креативном жанре авторского телевидения. И хотя враги у Алексея Викторовича те же самые, что у анонимных телекиллеров, да и методика разборок с ними почерпнута из тех же методичек, но все-таки чувствуется уровень, точнее - чин. Когда своим встревоженным взором сенатор от Тывы вперяется в телезрителя, собираясь поделиться с ним глубоко выстраданной неприязнью к супостатам, это впечатляет и даже трогает. Вроде генерал, а не брезгует вместе с рядовыми бойцами хлебать ту же баланду.

Иногда он выполняет или сам придумывает себе деликатные поручения. Скажем, у высшего начальства возникают проблемы, как полтора года назад после вынесения второго приговора по делу Ходорковского и выступления Натальи Васильевой, - и тут в программе "Человек и закон" появляется судья Данилкин. А глаза ведущего суровы, он прямо-таки допрашивает судью, искренне желая понять: не было ли каких нарушений в ходе процесса? Но Данилкин так убедителен и правдив, что к концу программы Пиманов заметно смягчается сердцем, приглашая и телезрителей согласиться с доводами судьи. Поверить, что он сам выносил вердикт, и никто не оказывал на него давления, и те, кого он посадил, настоящие преступники. Ну как не поверить?..

В эти дни Алексей Викторович снова в строю. На сей раз высшее начальство, если использовать оценочное суждение, крупно обделалось в деле Pussy Riot, и Пиманов спешит ему на помощь. Как можно понять, не ставя в известность даже руководителей Первого канала, "Человек и закон" обращается с открытым письмом к осужденным, предлагая им через адвокатов солидарно покаяться в рамках телепрограммы. В обмен выражена готовность "с экрана телевизора призвать к радикальному смягчению приговора Pussy Riot".

Правда, можно вспомнить, что политзечек к этому склоняли с первого дня. Как прокурорские работники, так и отдельные граждане, когда они отвлекались от своих нескромных эротических фантазий, сводившихся преимущественно к тому, чтобы выпороть девушек розгами или там батогами. Но, согласитесь, в устах пропагандиста с как бы просвечивающими сквозь пиджак генеральскими погонами такие речи звучат куда весомей. И даже не возникает сомнений в том, что после чаемого покаяния на Первом заключенные Алехина, Самуцевич и Толоконникова отправились бы по домам. Настолько он всесилен, ведущий передачи "Человек и закон", так у него все схвачено, до того он креативен.

Увы, на сей раз деликатное поручение осталось невыполненным. Причем нелегко так сразу объяснить, почему девушки и их защитники оказались не столь податливы, как судья Данилкин, адвокат же Марк Фейгин вообще стал ругаться запрещенными с 1 сентября словами. Почему, если называть вещи своими именами, творческого работника послали в пешее путешествие буквально все заинтересованные лица, включая мужа Надежды Толоконниковой.

Вероятнее всего, дело в том, что Алексей Викторович стал как-то по-генеральски забывчив. Он запамятовал, что в эфире его программы уже поднималась тема Pussy Riot, причем в том стандартном стиле, в каком на нашем телевидении принято говорить про оппозиционеров. Кроме того, ему не доложили, что кощунницы, один раз извинившись перед верующими в суде, принципиально отказались просить власть о снисхождении. Кассация беззаконного приговора - это одно, а унизительное вымаливание пощады - совсем другое. Хоть на Первом телеканале, хоть на втором, хоть на НТВ. Власть устроила себе это позорище - пусть она и выпутывается. Добровольным помощником ей может служить Пиманов, а они служить не станут. Разве что Путина готовы простить - ежели тот, в свою очередь, попросит прощения.

Кстати, если бы это случилось в передаче "Человек и закон", то рейтинги довольно специфической программы Пиманова поднялись бы до заоблачных высот, а сам ведущий обессмертил бы свое имя в истории российской журналистики. Идея выглядит весьма заманчивой, и на месте Алексея Викторовича я бы призадумался об этом новом деликатном поручении. Ибо с точки зрения пропагандистской такое решение было бы для высшего начальства идеальным, не говоря о России и ее образе в мире.

Илья Мильштейн, 04.09.2012


в блоге Блоги

новость Новости по теме