статья Сила неволи

Илья Мильштейн, 26.04.2012
Илья Мильштейн

Илья Мильштейн

Кто сильнее - узник или тюремщик? Немолодая женщина в одиночной камере - или государство, которое обрушилось на нее всей мощью своей правоохранительной системы? Ответ вроде бы очевиден.

Однако речь идет о Юлии Тимошенко, и тут с предсказаниями торопиться не следует.

Давно уже отмечено, что дело леди Ю напоминает дело Ходорковского. Действительно, у них есть немало общего. Сведение личных счетов как повод для возбуждения дел. Судебная расправа как стиль взаимоотношений власти с оппозицией. Сериал как жанр в этом затянувшемся кино. Совпадает даже количество серий - пока их просматривается три, но для одной человеческой жизни это бесконечно много.

Ходорковского осудили за уклонение от налогов, в ходе второго процесса выяснилось, что он "украл всю нефть", и не исключено, что в будущем на него еще попытаются повесить и нечто пострашнее. Не зря же Путин говорил про "доказанные убийства" и "руки в крови".

Тимошенко дали 7 лет по "газовому" делу с элементами измены Родине (к слову, и про Ходорковского прикремленные политологи распускали слухи, будто он собирался лишить Россию ядерного щита). Теперь затевается второй процесс, связанный с обвинениями в налоговых преступлениях, хищении бюджетных средств и служебном подлоге. А прошлой осенью прокуроры заговорили и о ее причастности к смерти депутата Евгения Щербаня, убитого в 1996 году.

Имеются и различия. Ибо в России президент Путин, определяя судьбу "ЮКОСа", его владельцев и топ-менеджеров, более всего был озабочен распилом успешной компании. Политиком в самом прямом смысле этого слова Ходорковский не являлся или не успел им стать. Напротив, Юлия Тимошенко, один из лидеров оранжевой революции, дважды возглавляла правительство в кабинете Ющенко, боролась за президентское кресло на последних выборах, лишь во втором туре проиграв Януковичу, и до сих пор остается одним из самых популярных политиков на Украине. В ее лице донецкий "проффесор" уничтожает опаснейшего конкурента.

Главное же отличие относится к психологии и поведенческой стратегии. Ходорковский - человек сдержанный, прагматичный, закрытый. О том, какие чувства он испытывал, пытаясь отстаивать в судах свою правоту, мы можем лишь догадываться. Как и его личном, глубоко выстраданном отношении к Путину. Леди Ю своих чувств не скрывает. Ни ненависти, ни отчаянья при мысли о том, что она проигрывает самому презираемому ею из всех украинских вождей - Виктору Януковичу.

Оттого украинский сюжет, если сравнивать с российским, развивается столь динамично. Юлия Владимировна защищается яростно, не щадя ни себя, ни врагов, и если про Ходорковского мы иногда ничего не слышим месяцами, то новости из Качановской колонии, где она отбывает свой срок, поступают практически каждый день.

Из самых свежих - история с избиением Тимошенко, уже подтвержденным омбудсменом Ниной Карпачевой, объявление голодовки и ответный ход власти: некий видеоролик, на котором женщина, похожая на Тимошенко, довольно свободно передвигается по камере, а потом целуется с человеком, похожим на ее адвоката. Адвокат Власенко уже назвал эту запись поддельной, в тюремном ведомстве настаивают на ее подлинности, и в связи с этим скандал на Украине разрастается до таких масштабов, что выплескивается за границы страны. О том, что данный инцидент "не должен остаться без последствий", говорит председатель ПАСЕ Жан-Клод Миньон.

Между тем в октябре на Украине состоятся парламентские выборы, и хотя партия Юлии Тимошенко впервые пойдет на них без своего лидера, ее присутствие в большой политике ощущается столь явно, словно она на свободе. Более того, в подробном интервью, которое Юлия Владимировна дала самому уважаемому украинскому изданию, она выступает в качестве объединителя всех демократических и национальных партий - от БЮТ и "Фронта перемен" Яценюка до "Свободы". И голос ее звучит столь же страстно и убедительно, как много лет назад на позабытом уже Майдане. И в этом заключается еще одно отличие от России, где все главные выборы уже прошли и лет на шесть как минимум, если не подкачает здоровье и позволит страна, безраздельно воцаряется Путин.

Теряющему остатки популярности Януковичу, который должен переизбираться в феврале 2015 года, в этом смысле придется гораздо хуже. Особенно в том случае, если Партия регионов проиграет в октябре. Можно еще вспомнить, как 11 лет назад, отсидев 42 дня в Лукьяновской тюрьме, Юлия Тимошенко вышла на волю политиком, способным увлечь за собой миллионы сограждан. Нынешний президент, помня уроки Кучмы, освобождать ее не собирается, но это вовсе не значит, что он сильней. Поскольку Украина все-таки не Россия и общество, заметно охладевшее к политике в эпоху невнятного Ющенко, понемногу просыпается и оглядывается в поисках лидера, способного поспорить за власть с осточертевшим донецким кланом. Чувство отвращения к этой власти уже пересиливает недоверие к демократическим вождям, а героизм, если называть вещи своими именами, Юлии Тимошенко вызывает восхищение - как в 2001 и в 2004 годах. А тюрьма, усугубляя ее одиночество, парадоксальным образом усиливает ее политический ресурс и человеческий образ.

Илья Мильштейн, 26.04.2012


в блоге Блоги

новость Новости по теме