статья Удавительное рядом

Илья Мильштейн, 27.12.2011
Илья Мильштейн

Илья Мильштейн

Все познается в сравнении, мир вообще иерархичен, но вот что по-настоящему важно: выстроить правильную иерархию. Такую, знаете, современную, устремленную в небо, и тут важно найти точную метафору. Вот именно: как вертикаль.

Скажем, с точки зрения обывательской лидеры оппозиции ничуть не хуже тех, кто ныне идет на третий срок в Кремле, заседает в Думе или осваивает миллиардные бюджеты, управляя разнообразными министерствами. Тем не менее мы часто слышим о том, что нынешней власти нет альтернативы, и это неспроста. Ибо вертикальный, единственно верный взгляд на Россию позволяет независимому наблюдателю увидеть объективную картину: на переднем плане голый гад, а вдали, на своих болотных и триумфальных, копошатся бандерлоги. Удав и удавленники.

Или другой пример. Михаил Горбачев призвал Владимира Путина уйти в отставку, а пресс-секретарь премьер-министра заявил, что бывший президент СССР, "по сути разваливший" великую державу, не может давать такие вредные советы президенту РФ, который по сути великую державу спас.

Конечно, если размышлять исторически, то не изобретен еще такой мелкоскоп, в который великий Горби разглядел бы их обоих: и Пескова, и Путина. Однако в простой чиновной иерархии упомянутый Песков стоит гораздо выше Горбачева. Поскольку Дмитрий Сергеевич служит самому национальному лидеру, а Михаил Сергеевич давно уже нигде не работает. С тех пор, кстати, как развалил часовню.

Наконец, еще одна яркая иллюстрация к нашему вертикальному тезису. Знаменитый прапорщик Вадим Бойко, избивший демонстранта Семенова при большом стечении телекамер, приговорен к условному сроку. Напротив, знаменитый демонстрант Сергей Удальцов, собиравшийся выйти на одиночный пикет, приговорен знаменитой судьей Боровковой к очередному сроку - на сей раз 10-дневному.

Опять-таки, если исходить из обыкновенного здравого смысла, то сажать следовало "жемчужного прапора". По той хотя бы причине, что садист в погонах представляет для граждан куда большую опасность, нежели несогласный, который к тому же не нарушал никаких законов. Однако при чем тут здравый смысл, когда мы говорим о текущей эпохе и ее вертикальном своеобразии?

Иерархия приговоров здесь совсем простенькая. Судят и осуждают у нас, как и положено, исходя из степени общественной опасности, но не для граждан, а для власти. В этом смысле условно наказанный Бойко скорее полезен, чем опасен, зря он только так глупо подставился под объективы. А Сергей Удальцов, пытавшийся протестовать возле здания Центризбиркома, где трудится знаменитый Чуров, вызывает у власти те же самые отрицательные эмоции, что и бандерлоги, и Горбачев.

И если доводить метафору до совершенства, то идеальной в глазах власти была бы, вероятно, картина, на которой Удальцова избивает Бойко - где-нибудь в автозаке или в камере, подальше от публики с ее фотоаппаратами, телефонами и камерами. Но, к сожалению, прапорщик осужден и даже на пару лет лишен права заниматься любимым делом, поэтому Удальцову крутили руки другие полисмены. Впрочем, чести родного ведомства не посрамили и они - ни при задержании бунтовщика, ни в качестве свидетелей в суде.

Все познается в сравнении, и вот как научишься правильно сравнивать, так и начнешь по-настоящему понимать Родину - во всей вертикальной красе. А это трудно только с непривычки, пока ты еще находишься во власти обывательских суждений, ложно понятого здравого смысла и лишних сведений из области юриспруденции. Несколько сеансов "общенациональной психотерапии", как обещает национальный лидер, и мир снова покажется безумно гармоничным. Типа джунглей.

Илья Мильштейн, 27.12.2011


в блоге Блоги

новость Новости по теме