статья А вы Шварца читали?

Елена Боннэр, 18.06.2008
Елена Боннэр. Кадр Граней-ТВ

Елена Боннэр. Кадр Граней-ТВ

Старость желательна краткая, опрятная, безмолвная.
Самуил Лурье

Краткость в данном случае от меня не зависит. С опрятностью пока справляюсь. И изо всех сил стараюсь безмолвствовать. Но вот бес попутал. Приятельница раскопала на компьютере и уговорила поглядеть церемонию вручения Государственных премий.

И прямо по Льву Николаевичу – "не могу молчать". От восторга! Такой блестящей, такой точной постановки пьес Шварца нигде не видела, а пересмотрела и перечитывала их – не счесть. Размах – на всю бескрайнюю страну. Роскошь на весь Георгиевский зал. И актеры самые что ни на есть народные. И какой такой гениальный неназванный режиссер сумел сделать актерами всех присутствующих? Всех! И несколько сотен сидящих в зале, названных в новостных лентах всяческой элитой (политической, деловой, культурной и прочая). И президента, который "на новенького", и бывшего. И невесть откуда появившегося на алой президентской дорожке Рамзана Кадырова. И нестерпимо гипертеатральных, совсем оловянных солдатиков. И, похоже, не подозревающих, что они в пьесе, лауреатов.

Но они играли хуже всех, хотя мужественно вышагивали "ковровый маршрут" от распахнутых солдатиками дверей до подиума. Им было явно неуютно. И краткие их речи были все по касательной, "бабушка надвое сказала". Боже упаси – ничего верноподданнического, но и ничего супротив.

Только всеобщая любимица этой "страны чудес" (и моя тоже) Алиса чуть было не поломала ход спектакля, помавав ручкой и послав улыбку кому-то в партере. Но, как только взяла в руки микрофон, исправилась. И точно по тексту Шварца сказала сидящему в первом ряду бывшему президенту, ныне "трудящемуся Востока" в должности премьера, "прямо, грубо, по-стариковски: вы – великий человек". И неважно, эти ли слова прозвучали, - уверена, что всеми, кто читал Шварца, услышаны были именно они. И трепет был в зале именно тот, которого добивался шварцевский сержант от своих солдат. Правильный был трепет!

И по окончании церемонии хотелось сказать всем участникам, как принято, когда кончаются съемки фильма: "Всем спасибо!" Вот и говорю, т.е. пишу.

Спасибо, что еще раз довелось посмотреть Шварца в новом, образца 2008 года, прочтении и не на какой-нибудь клубной сцене, а в самом грандиозном, посвященном 1812 году зале Московского Кремля.

При этом я ничего не имею против награждаемых. Те, кого знаю лично, о ком читала или слышала, – люди достойные и уважения, и Государственной премии. Полагаю, что и другие тоже. Мое неприятие вызвало только награждение Ширака. И дело не в нем лично.

Я вообще считаю недопустимыми, аморальными денежные преференции в виде премий иностранным политикам и чиновникам разного и особенно высшего ранга (неважно, действующим или бывшим). Но, видимо, время теперь такое – награждая, покупать. Последнее относится не только к России, но и к Нобелевскому комитету норвежского стортинга, и к Европарламенту, и ко многим другим премиальным организациям. А по существу ведь это тоже коррупция или взятка – называйте как хотите.

Елена Боннэр, 18.06.2008


новость Новости по теме