статья Как поставить голос

Владимир Абаринов, 10.02.2012
Владимир Абаринов

Владимир Абаринов

Время теперь такое лукавое - за что ни возьмись, не знаешь, где реалити, а где реалити-шоу. Вот, казалось бы, хорошая, позитивная информация: кинокомпания Тимура Бекмамбетова снимает в гуще московских митингов фильм об омоновце Ромео и оппозиционерке Джульетте.

"Наш герой, - рассказывает продюсер проекта, - в субботу, 4 февраля, стоял на сцене на Болотной вместе с ораторами. Наши герои будут взаимодействовать между собой на фоне реальных событий, фильм разворачивается внутри настоящих митингов".

Славно придумано! Но сознание, отравленное конспирологией, тотчас подсказывает: выходит дело, митингующие снимались в массовке, поставленной Бекмамбетовым и проплаченной Голливудом. Куда там Госдепу с его хилым бюджетом!

Или зимнее время, которое Путин обещает вернуть гражданам. Вернет, но летом, причем только тем, кто голосовал за него. А болотносахаровцам оставит медведевское. Льюис Кэрролл иззавидовался в гробу.

И только некоторым особо пламенным революционерам эта безбашенно-веселая атмосфера решительно не нравится. Эдуард Лимонов, называющий свои посты проповедями, угрюмо пишет:

Кто навязал справедливому народному гневу такую клоунскую форму нелепого карнавала в снегах? Что за пошляки додумались до шариков, фонариков, хохота и дерганья струн... Чтобы добиться от власти ее ухода или даже только уступок, нужно выходить с другими лицами и с другим настроением, Со сжатыми челюстями и нахмуренными бровями.

"Простим угрюмство", как сказал поэт. Лимонова незаслуженно обидели политологи на встрече с Путиным. Но и там не обошлось без театра абсурда. Когда премьер спросил, где у нас политзаключенные, один из участников встречи назвал имя: "Профессиональные политики, Лимонов, например. Для него работа - ходить в тюрьму просто". На что Путин ответил:

Слушайте, это же совсем другое. Мы же понимаем, о чем идет речь. Если бы человека уконопатили в тюрьму на 10–20 лет, если бы он сидел, как Нельсон Мандела, который боролся за свободу чернокожего населения... У нас же нет таких.

Почему вы, Эдуард Вениаминович, не боретесь за свободу чернокожего населения? Были бы русским Манделой.

Однако смех смехом, но перед всеми сейчас встает неумолимый вопрос: куда дальше? С выборами-то как быть? 4 марта что делать?

Непримиримые призывают не ходить. Вождь нацболов считает:

Президентские выборы нужно полностью бойкотировать. Граждане должны разойтись по кафе и чебуречным и куда угодно, по спортплощадкам, в бассейны в этот день и писать в твиттере, что "я вот не пошел на выборы", гордиться: "Я не пошел на их выборы!" "Мы с друзьями в церкви!""Мы с друзьями на концерте!" "Я в музее с семьей!" Вот это будет единственно верное сопротивление режиму.

Ну в самом деле: выборы заведомо нечестные - зачем же в них участвовать, тем самым "легитимируя" победителя? Композитор Александр Маноцков описывает положение вещей следующим образом:

То есть у вас в доме грабитель, он прирезал пару членов семьи, шарит в комоде, беспечно стоя к вам спиной, у вас в руках дубина, а вы обсуждаете, каким образом будет устроена ваша с ним общая лужайка перед домом и какие аргументы вы приведете, когда будете с ним договариваться о строительстве его гаража у вас во дворе. Это как?

Увы, бывают ситуации, когда приходится договариваться и с грабителем. Например, когда премьер включает в список своих доверенных лиц директора якутского благотворительного фонда, помогающего детям с онкозаболеваниями (номер 22, Атласова Алена Николаевна), все понимают, что он берет больных детей в заложники, и это гнусно, но директор фонда - точно такой же заложник.

В данном случае отказ голосовать краху режима нисколько не поспособствует, зато интересам Путина низкая явка отвечает в полной мере, как она отвечала им и в декабре. Недаром путинский официоз настойчиво внушает оппозиционерам: не извольте беспокоиться, результат предопределен, Путин все равно станет президентом. Надо попытаться все-таки создать ему препятствия.

Но если идти, то как голосовать? Не окажется ли избиратель, как 4 декабря, в положении героя "Анны Карениной" Константина Левина:

- Направо клади, - шепнул Степан Аркадьич Левину, когда он вместе с братом вслед за предводителем подошел к столу. Но Левин забыл теперь тот расчет, который объясняли ему, и боялся, не ошибся ли Степан Аркадьич, сказав "направо". Ведь Снетков был враг. Подойдя к ящику, он держал шар в правой, но, подумав что ошибся, перед самым ящиком переложил шар в левую руку и, очевидно, потом положил налево. Знаток дела, стоявший у ящика, по одному движению локтя узнававший, кто куда положит, недовольно поморщился. Ему не на чем было упражнять свою проницательность.

Блоги и форумы наполнены растерянными вопросами. На парламентских выборах стратегия "Нах-Нах" оказалась несостоятельной. Людям, владеющим статанализом, это было ясно еще до голосования, и они призывали голосовать за "Справедливую Россию" как за партию, способную реально поколебать позиции "ЕР".

Сейчас ситуация принципиально иная, и "Нах-Нах", то есть голосование "за всех", которое на самом деле "против всех", сработает. Почему оно сработает в первом туре, подробно объясняет Дмитрий Орешкин. Отказ от голосования он называет "лимоновщиной". И добавляет: "Выборы - праведные или неправедные - состоятся. Хотя бы потому, что не существует легального механизма их отмены".

Задача голосования - добиться второго тура. Бюллетень "за всех" признается недействительным. Да, какой-то доли голосов лишится, например, и аутсайдер Прохоров, но его ущерб будет гораздо меньшим, чем потери фаворита Путина (согласно недавнему исследованию "Левада-центра", предвыборный рейтинг Путина - 38 процентов, Прохорова - 6), потому что недействительные бюллетени распределятся между кандидатами пропорционально голосам, поданным "за".

Георгий Сатаров написал к статье Орешкина дополнение, однако после того, как его поправил Андрей Пионтковский, признал свою ошибку (см. постскриптум). Но Пионтковский поправил и Орешкина:

Призыв, обращенный к избирателям, должен быть предельно эффективным и прозрачным. Поросенок же будет только путаться под ногами в первом туре и действительно, как свирепый вепрь, окажет нам свинскую услугу во втором. Все на выборы! Ни одного голоса супержулику и супервору Путину! Голосуйте за других кандидатов!

Иными словами, если вам противно голосовать за кого бы то ни было, голосуйте "за всех". Если все же симпатичен кто-то из соперников Путина - голосуйте за него. Ну а во втором туре, если он состоится, придется всем миром голосовать за Зюганова, которому Орешкин предсказывает короткое президентство - год-два. Но для осуществления такого сценария надо прекратить всякие разговоры о нелегитимности предстоящих выборов. Потому что в этом случае нелегитимным будет и Зюганов.

Путин может попытаться перетянуть на свою сторону избирателей-прохоровцев, предложив их кандидату пост премьер-министра. Да, Прохоров недавно уже отказывался, хотя ему пока никто ничего не предлагал. Сказал он так: "Я сейчас борюсь за пост президента нашей страны. Любые предложения, отличные от поста президента, звучат пораженчески". Но после поражения в первом туре борьба для Прохорова будет проиграна, а Путину его голоса очень пригодятся во втором.

Наконец, существует два варианта, при которых выборы во втором туре будут признаны несостоявшимися или недействительными. Допустим, путинские наблюдатели обнаружат во втором туре голосования, который состоится спустя 21 день после первого, то есть 25 марта, число нарушений, не позволяющее определить волю четверти всех избирателей. Нет сомнений, что организовать преднамеренные нарушения Чурову труда не составит. ЦИК признает выборы несостоявшимися (ст. 76, п. 5, пп.2 закона "О выборах президента РФ").

Можно также вынудить или уговорить Зюганова снять свою кандидатуру во втором туре. В этом случае голосование все равно состоится, но единственный оставшийся кандидат должен будет набрать не менее 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если не наберет, выборы тоже будут признаны несостоявшимися (ст. 77, п. 5 того же закона).

В этих двух случаях Совет Федерации назначает новые президентские выборы не позднее чем через четыре месяца после дня признания выборов несостоявшимися или недействительными. Президентом на это время остается Медведев, премьер-министром - Путин. Закон гласит, что на этих новых выборах сроки избирательных действий могут быть сокращены на треть, а к выборам не допускаются кандидаты, "действия (бездействие) которых послужили (послужило) основанием для признания общих выборов или выборов при повторном голосовании недействительными" (ст. 78, п. 4). Если Зюганов будет признан виновником массовых вбросов и каруселей в свою пользу, до новых выборов его не допустят.

Разумеется, все зависит от конкретной ситуации в стране и реальных избирательных рейтингов на каждом этапе кампании. Если реальный рейтинг Путина перед вторым туром будет явно ниже 50 процентов, то убеждать Зюганова снять свою кандидатуру должна оппозиция, а не Путин. Поскольку время, как считает оппозиция, работает на нее, ей будет выгодно отложить выборы на более поздний срок.

Именно непредсказуемость междутурья заставляет пропутинцев делать ставку на победу в первом туре.

Владимир Абаринов, 10.02.2012


в блоге Блоги