в блоге Наркотики как инструмент репрессий

Vip Ирина Теплинская (в блоге Свободное место) 13.10.2011

404

18 августа 2011 года я возвращалась из Украины, где проходила трехмесячную реабилитацию от наркозависимости, потому что в России подобные качественные услуги бесплатно не предоставляются. При прохождении зоны таможенного контроля в калининградском аэропорту Храброво я была остановлена - якобы из-за того, что на меня по-особенному отреагировала служебная собака. Когда трехчасовой обыск моих вещей ничего не дал, о чем свидетельствуют протоколы досмотра, мне была подброшена таблетка метадона украинского производства, который применяется в Украине в программах заместительной поддерживающей терапии для лечения наркозависимости и профилактики ВИЧ-инфекции среди потребителей инъекционных наркотиков.

19 августа против меня было возбуждено уголовное дело по ст. 188 ч.2 УК РФ (контрабанда наркотиков), предусматривающей от 3 до 7 лет лишения свободы, и с меня была взята подписка о невыезде. 25 августа прокурор Гурьевского района Калининградской области Александр Трапезников признал возбуждение уголовного дела в отношении меня незаконным, дело было прекращено, а подписка о невыезде отменена. Более подробно об этой истории можно прочесть здесь.

Находясь в Украине в последние два месяца, я не принимала ни метадон, ни какие-либо другие наркотические/психотропные вещества. Моя реабилитация была в условиях свободных от наркотиков, что подтвердила наркологическая экспертиза: в моей крови и моче не было обнаружено следов никаких наркотических веществ. В октябре 2010 года я подала индивидуальную жалобу специальному докладчику ООН по праву каждого на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья по поводу запрета на применение в России опиоидной заместительной терапии. В феврале 2011 года я встречалась с верховным комиссаром ООН по правам человека Наванетхем Пиллэй во время ее визита в Россию и говорила с ней о проблемах с лечением наркозависимости в России в целом и об отсутствии доступа к заместительной метадоновой терапии в частности.

Полагаю, что мне подкинули метадон, потому что я выступала и выступаю за снятие законодательных барьеров в России для лечения наркомании методом заместительной терапии с использованием метадона и бупренорфина. Я считаю, что это было сделано с целью дискредитации моей социальной позиции, из мести за мои попытки защищать свои права и права 5 миллионов российских наркозависимых в национальных и международных органах, включая суды Калининграда.

К моему великому сожалению, история с подкинутой мне в аэропорту таблеткой получила продолжение. 14 сентября меня и моего адвоката А.В. Косса вызвали в управление ФСКН по Калининградской области, где нам сообщили, что УФСКН вынесло постановление о проведении по моему делу служебного расследования с 7 сентября по 7 октября для выяснения дополнительных обстоятельств. При этом само постановление нам показать отказались, а на вопрос адвоката, на каком основании в таком случае нас вызвали, мы внятного ответа не получили. Встреча проходила в комнате для допроса подозреваемых и обвиняемых, а не в кабинете, и на допросе с нашего согласия присутствовал заместитель начальника управления полковник Алексей Георгиевич Звонарев, что свидетельствовало о важности для ФСКН информации, полученной от меня.

Больше половины вопросов в ходе беседы относились к моей деятельности как активиста, а не к тому, что было в Храброве, когда обнаружили таблетку: таблетка особо никого не интересовала, а им было важно знать, чем я занимаюсь, с кем сотрудничаю, куда езжу и в связи с чем. Кроме того, особый акцент был сделан на уточнениях: понимаю ли я, что моя деятельность в поддержку заместительной терапии метадоном является на территории РФ противозаконной и расценивается как пропаганда наркотиков. Я дала пояснения, что пропагандирую не уличные наркотики, а эффективное, рекомендованное ВОЗ и ООН и успешно применяемое в большинстве стран лечение наркозависимости. Расстались мы на том, что я на листочке напишу все, что считаю нужным, о происшедшем в аэропорту и своей деятельности и при случае передам им. При этом полковник Звонарев неоднократно обращал внимание на то, что это не уголовное дело, что я не подозреваемая и в своих передвижениях не ограничена. Но также нам дали понять, что исход этого дела будет зависеть от разных обстоятельств, в том числе от моего дальнейшего поведения. Я посчитала нужным во избежание дальнейших провокаций переехать на постоянное место жительства в Татарстан.

9 октября мой адвокат А.В. Косс сам позвонил следователю, чтобы узнать, чем 7 октября закончилось служебное расследование. Каково же было наше удивление, когда мы услышали, что возбуждено уголовное дело, но пока не в отношении меня, а по факту обнаружения таблетки метадона! Теперь следствию предстоит выяснить, принадлежала она мне или была подкинута, как утверждаю я. Каким образом это будет делаться, мне непонятно, потому что новых обстоятельств в деле появиться не может - все нарушения задокументированы, и копии документов находятся у адвоката. Официального уведомления о возбужденном уголовном деле мы так и не получили, есть только информация из телефонных разговоров.

Я считаю, что дело о таблетке - это такой вялотекущий механизм воздействия, способ удержания на коротком поводке в целях воспрепятствовать активистской деятельности. Ведь магия превращения свидетеля в подозреваемого/обвиняемого в нашей стране довольно проста. В настоящий момент мы изыскиваем возможность провести мне независимую экспертизу в Татарстане на детекторе лжи.

На сегодняшний день моя жалоба по поводу отказа мне в назначении заместительной терапии для лечения наркозависимости находится в ЕСПЧ, мне присвоен статус заявителя, и я опасаюсь, что таким образом мне пытаются в духе 37-го года чинить препятствия в цивилизованном разрешении проблемы.

10-12 октября в Москве прошел международный форум, посвященный Шестой цели развития тысячелетия – приостановлению эпидемии ВИЧ/СПИДа. На нем Россия была признана лидером в противодействии эпидемии в регионе Восточная Европа и Центральная Азия. Перед форумом я официально встречалась с одним из его организаторов, исполнительным директором UNAIDS Мишелем Сидибе и рассказала ему о дискриминации и повсеместном нарушении прав российских наркопотребителей в связи с крайне репрессивной наркополитикой РФ.

На открытии форума Мишель Сидибе заявил следующее: "Эпидемию в России будет не остановить, пока не будет преодолен последний барьер - стигматизация инъекционных наркозависимых. В России снижение числа ВИЧ-инфицированных и контроль над распространением эпидемии станет возможным лишь в случае практического сведения к нулю передачи вируса в среде потребителей инъекционных наркотиков. Пока число инфицированных в Восточной Европе, Центральной Азии и России не снижается, но, как только удастся свести практически к нулю заражение инъекционных наркозависимых, цифры зараженных быстро пойдут вниз. Ряд стран, в которых была введена уголовная ответственность за употребление наркотиков, - Китай, Малайзия, Индонезия, Вьетнам - из-за неэффективности уголовных наказаний отказались от этого, предоставив заместительную терапию и программы снижения вреда, что позволило снизить число вновь инфицированных». Возможно, Мишеля Сидибе тоже обвинят в противозаконной деятельности и в следующий его приезд в Россию ему будут подброшены наркотики?


С Мишелем Сидибе


C верховным комиссаром ООН по правам человека Наванетхем Пиллэй


Материалы по теме
26.08.2011 статья Лев Левинсон: "Пойдем работать кулаками..." →
26.09.2011 в блоге Андрей Рахмилович: Преображение и беззаконие →
24.08.2011 в блоге Сергей Фомченков: Таисия Осипова. 9 месяцев в СИЗО →
13.04.2011 в блоге Лев Левинсон: Тройное наказание →
09.02.2011 в блоге Лев Левинсон: Досмотрят каждого →
26.11.2010 в блоге Серж Константинов: Добровольная принудиловка →
19.10.2010 в блоге Лев Левинсон: О деле Бычкова →

Комментарии
User russivan115, 13.10.2011 12:23 (#)

о дискриминации и повсеместном нарушении прав российских наркопотребителей

Офигеть! Вот уж зазеркалье, так зазеркалье...:(

User tettra, 13.10.2011 12:28 (#)

ну и правильно что платно. наркоман принимает наркотики осознано а следовательно должен лечиться за свой счет. на наркотики деньги находил а как лечиться так бесплатно. наркоманка еще права качает. типа я не хочу уходить от наркотиков дайте мне их заменители, да еще бесплатно. пожила под кайфом теперь расплачивайся.

User kanym, 13.10.2011 15:13 (#)

Ну, в общем вопрос в том, что важнее для общества: дать возможность уйти от наркотиков всем желающим, полагая, что в конечном счете от этого выиграют все, или постараться сделать это поганцам потруднее, но зато съкономить денег: пусть сами расплачиваются. Как решается этот вопрос в Европе известно. Но они нам не указ, разумеется. У нас свой особый путь, и эта, как ее? Духовность.

User tkalichs, 13.10.2011 15:16 (#)

Ирина, вы не обижайтесь на злобствующих. что с них возьмёшь? простые советские люди.

Анонимные комментарии не принимаются.

Войти | Зарегистрироваться | Войти через:

Комментарии от анонимных пользователей не принимаются

Войти | Зарегистрироваться | Войти через: