новость Мушиным геям не хватает мозгов

12.11.2005
Мухи. Фото с сайта jeb.biologists.org

Японские генетики определили, что именно заставляет самцов дрозофилы приставать к особям своего пола. Выяснилось, что у самцов, генетически запрограммированных на подобное поведение, не хватает небольшого участка мозга, имеющегося у самцов с нормальным поведением.

Некоторое время назад биологи из Австрии, занимающиеся поведением мухи дрозофилы, получили мутантов, отличающихся по своему сексуальному поведению от нормальных мух своего пола. Обычно самцы дрозофилы стимулируют самок перед спариванием с помощью особого ритуала, включающего в себя похлопывание и опрокидывание партнерши. У самцов, несущих грубые мутации гена fru (от fruitless – бесплодный), подобное поведение отсутствует вовсе.

При более умеренных мутациях, самцы в равной степени охотно ухаживают за самцами и самками. У нормальных самок ген fru отсутствует, но у самок, в геном которых этот ген был введен искусственно, брачное поведение разительно изменяется: они начинают ухаживать за самками, как самцы.

До сих пор было неизвестно, как именно различается анатомия мух с нормальным и нетипичным сексуальным поведением. Препарируя мозг мух-мутантов и обычных мух, японские биологи из группы Кен-Ичи Кимуры обнаружили, что в мозге нормальных самцов имеется особая группа нейронов, которая отсутствует у самцов-гомосексуалистов. У нормальных самок этих нейронов нет, а вот у самок с гомосексуальным поведением они хорошо развиты. Кимура считает, что развитие найденного им участка мозга зависит от гена fruitless, и что именно этот участок определяет сексуальные предпочтения мух.

По мнению ученых, результаты, полученные на мухах, не стоит переносить на поведение людей, так как мозг и поведение насекомых и млекопитающих совершенно различны. "В геноме человека не найдено гена, родственного гену fruitless", констатировал д-р Кимура.

Gay flies lose their nerve - Nature.com