статья Земля формировалась из расплавленных астероидов

Максим Борисов, 17.06.2005

Псевдоцветное изображение 52-километрового астероида Ида (Ida) и его крошечного спутника Дактиль (справа). Когда Солнечная система еще только формировалась, некоторые астероиды вроде Иды, возможно, были расплавлены радиоактивными изотопами. Фото NASA/JPL

На заре Солнечной системы, когда ей было всего несколько десятков миллионов лет от роду, поверхность некоторых астероидов полностью скрывали океаны магмы - то есть расплавленных горных пород, - в то время как другие астероиды почему-то не плавились вообще.

Теперь появилось новое важное исследование, описывающее процесс формирования нашей собственной Земли из подобных расплавленных астероидов 4,5 миллиарда лет назад. Статья, написанная Ричардом Гринвудом (Richard Greenwood) и Яном Франчи (Ian Franchi) из Научно-исследовательского института планет и физики космоса британского Открытого университета (Open University's Planetary and Space Sciences Research Institute - PSSRI), опубликована 16 июня в журнале Nature.

"Важность этого исследования определяется тем, что оно показывает: события и процессы, протекавшие на астероидах во времена рождения Солнечной системы, отразились на современном составе нашей планеты", - говорит Ричард Гринвуд.

Исследователи считают, что в хаосе ранней Солнечной системы, когда соударения между различными объектами были очень часты, некоторые астероиды испытали крупномасштабное плавление, на них даже формировались глубокие моря (до сотен километров глубиной), заполненные магмой. Другая возможная причина плавления астероидов - распад радиоактивных элементов в уплотнившемся пылевом диске (именно такой диск представляла собой тогда Солнечная система), вроде алюминия-26, изотопа, имеющего очень небольшой период полураспада - 700 тысяч лет. Такие расплавленные астероиды становились "слоистыми" - более легкие породы как бы всплывали на поверхность, тогда как более плотные камни опускались внутрь расплавленного астероида. И крупные небесные тела - такие, как Земля, - росли за счет объединения множества объектов меньшего размера. Таким образом существенное количество материала из внешних слоев расплавленных астероидов пошло на растущую Землю.

Псевдоцветное изображение астероида 951 Гаспра (Gaspra), полученное АМС "Галилео". Фото NASA/JPL с сайта Universe Today Утверждается, что детальное описание данных процессов позволит получить лучшее объяснение нынешнего состава Земли, чем все прежние теории, которые оперировали большими количествами легких элементов в плотном земном ядре или неизвестными протоматериалами. Подобные выводы основаны на анализе семейства метеоритов, которые предположительно прибыли с крупного астероида Веста (диаметром 530 километров) и с еще одного, пока не идентифицированного астероида. Выяснилось, что все метеориты из каждого источника имеют сходные соотношения изотопов кислорода, а это позволяет в свою очередь предположить, что оба астероида были когда-то почти полностью расплавлены. Исследователи из Открытого университета напоминают также и о недавних астрономических наблюдениях, свидетельствующих о важнейшей роли подобных процессов в формировании других планетных систем - вроде системы, обнаруженной у звезды Бета Живописца.

Новая работа, впрочем, пока еще не в силах объяснить, почему у иных астероидов не обнаруживается никаких следов плавления. Так, например, в случае крупнейшего из всех известных обитателей пояса астероидов - Цереры - диаметром 930 километров (далее по величине идут Паллада, Веста, Юнона) не найдено никаких свидетельств давней дифференциации.

Magma oceans sloshed across early asteroids - New Scientist