статья Беременная девочка-убийца возрастом 68 млн лет

Максим Борисов, 06.06.2005

Образцы сердцевины кости тираннозавра (D), страуса эму (E) и страуса (F). Фото с сайта www.ncsu.edu

Согласно заключению, сделанному американскими палеонтологами из Университета штата Северная Каролина (North Carolina State University), 68-миллионолетняя окаменелость динозавра-хищника Tyrannosaurus Rex, найденная в 2003 году в штате Монтана, представляет собой останки молодой самки, организм которой был занят производством яиц в тот момент, когда она умерла.

Доводы в пользу этого заключения были получены в ходе исследования костного вещества тираннозавра. Счастливый случай (счастливый, конечно, для ученых, а не для погибшей динозаврихи) позволил исследователям выявить необычную костную ткань, заполнявшую полости сломанной кости ноги T. rex. В статье, изданной 3 июня в выпуске журнала Science, доцент палеонтологии Мэри Швейцер (Mary Schweitzer) вместе со своими коллегами из Университета штата Северная Каролина и Музея естествознания этого штата приводит результаты новых исследований и утверждает, что наличие специфической ткани не только служит верным признаком принадлежности динозавра женскому роду, но и позволяет установить связь между исчезнувшими гигантскими ящерами и некоторыми из ныне живущих птиц, вроде страусов и страусов эму.

Швейцер считает, что необычная ткань, найденная в костях Tyrannosaurus Rex, фактически представляет собой так называемую медуллярную кость (medullary bone), то есть кальценосный слой, пронизанный сосудами, обнаруживаемый у женских особей современных птиц во время периода овуляции. Он обеспечивает поступление кальция, необходимого для формирования скорлупы. Эта репродуктивная ткань упрятана в полостях костей птичьих ног и хранится там, пока не будет отложено последнее яйцо, после чего она полностью рассасывается, так что однозначно и всегда определить пол динозавра таким образом все-таки, видимо, не удастся (выявить можно лишь самок репродуктивного периода). Медуллярная кость обнаруживается исключительно у птиц, никакие другие яйцекладущие разновидности животных, включая крокодилов (другой ныне здравствующий "родственник" динозавров), не производят эту ткань естественным путем.

Поскольку костные ткани динозавров мало похожи на те, что можно обнаружить, например, у цыплят, группа Швейцер решила сравнить ткани из бедренной кости тираннозавра с содержимым костей наиболее примитивных - нелетающих - птиц, таких как страусы и страусы эму (в те периоды, когда медуллярные кости в них присутствуют). Эти птицы имеют гораздо больше особенностей, доказывающих их родство с динозаврами, чем другие современные птицы.

Исследования, проведенные с использованием оптических и электронных микроскопов, позволяют говорить о потрясающем сходстве вышеозначенных тканей динозавров и тканей современных птиц по форме, местоположению и распределению структур. Деминерализация образцов (то есть удаление химическим путем минералов из костей для получения органического материала, с которым намного проще работать в лабораторных условиях), показала, что медуллярные кости страусов фактически идентичны по структуре, ориентации и даже цвету (?!) с теми, что были найдены у древнего ящера.

"Открытие медуллярных костей у T. rex очень важно, поскольку позволяет нам теперь объективно выявлять пол динозавров, - говорит Швейцер. - Все это также усиливает позиции теорий, связывающих современных птиц и динозавров, и показывает, что репродуктивная физиология тех и других имела много сходных черт. Мы надеемся, что вскоре будем способны идентифицировать у динозавров такие особенности, которые помогут нам определять пол других известных окаменелостей, что приведет к получению большого количества информации, касающейся структуры их стад и семейных групп".

Dinosaur Fossil Bone Leads to Gender, Age Determinations - NC State University News Services