статья Грядущее Солнечной системы оказалось в два раза менее кошмарным

Максим Борисов, 18.09.2004

Звезды типа Миры Кита (Mira stars, иначе говоря, мириды) - это обширный класс пульсирующих переменных красных гигантов, название свое получивших от первого обнаруженного представителя этого класса - знаменитой звездочки из созвездия Кита (Омикрон Кита), имя которой - Мира - означает по-латыни "Удивительная". В период от 80 до 1000 дней мириды могут меняться самым разительным образом - их яркость возрастает и убывает более чем на порядок. Так, Омикрон Кита то становится самой яркой в созвездии, то перестает быть видимой невооруженным глазом.

Мириды выбрасывают большие количества газа и пыли в космос (в среднем около трети массы Земли в год), они ответственны за более чем 75 процентов молекул в галактике. Углерод, азот, кислород и другие элементы, из которых состоит окружающий нас мир и мы сами, произведены главным образом в недрах таких звезд (с учетом добавок более тяжелых элементов, полученных от сверхновых).

Хотя диаметр такого красного гиганта чрезвычайно велик (до нескольких сотен солнечных радиусов), сами эти звезды с точки зрения земного наблюдателя остаются точечными объектами, диск которых не различим не только человеческим глазом, но и крупнейшими земными телескопами. Однако комбинируя данные от нескольких отдельных телескопов с помощью техники, получившей название астрономической интерферометрии (astronomical interferometry), эту трудность можно все-таки обойти и изучать чрезвычайно мелкие детали размером приблизительно в 10 миллисекунд дуги (на расстоянии орбиты Луны это соответствовало бы наблюдению особенностей размером в 20 метров).

Международная группа исследователей во главе с французом Гаем Перреном (Guy Perrin) из Парижской обсерватории (Observatoire de Meudon) и американцем Стивеном Ридгвеем (Stephen Ridgway) из Национальной оптической астрономической обсерватории (National Optical Astronomy Observatory - NOAO, Тусон, Аризона) воспользовалась новейшими интерферометрическими методами для непосредственных наблюдений близких окрестностей пяти звезд типа Миры и с удивлением обнаружила, что эти звезды на самом деле окружены вводившей до сих пор астрономов в заблуждение почти прозрачной оболочкой из водяного пара, а также, возможно, угарного газа и других молекул.

Эта оболочка, имеющая температуру около 2000 кельвинов, придает звездам этого класса обманчиво большой внешний размер, она непрозрачна для видимого света, но вполне проницаема для инфракрасных лучей. Проникнув же взглядом сквозь этот слой (собирая свет сразу из нескольких телескопов инфракрасно-оптического диапазона (Infrared-Optical Telescope Array - IOTA) Смитсонианской астрофизической обсерватории в Аризоне и объединяя изображения электронными методами), ученые выяснили, что звезды типа Миры, по всей видимости, реально обладают лишь половиной того размера, который им прежде приписывали.

Внутренности красного гиганта. Компьютерная модель с сайта www.space.com Новые наблюдения приводят размеры мирид в соответствие с теоретическими моделями, которые теперь гораздо лучше описывают их размер, состав, а также пульсации. Однако само по себе присутствие молекулярного слоя гораздо выше звездной поверхности остается явлением довольно таинственным. Этот слой слишком обширен и плотен, чтобы его присутствие поддерживалось одним только атмосферным давлением. Пульсации звезды, вероятно, играют свою роль в создании этого молекулярного слоя, но механизм этого явления еще до конца не понят.

Нужно отметить, что, наблюдая звезды типа Миры Кита, астрономы получают представление и о том, какая судьба ожидает наше собственное светило и все планеты Солнечной системы, когда Солнце спустя несколько миллиардов лет раздуется до размеров красного гиганта. Когда Солнце начнет пульсировать, температура поверхности на Земле будет периодически подниматься до 3000 градусов Цельсия. Ничего живого к тому времени там не останется.

На верхней иллюстрации:
Средний размер наблюдаемых звезд типа Миры Кита и окружающего их молекулярного слоя по сравнению с размером внутренней части Солнечной системы. Обозначены орбиты Земли, Марса и Юпитера и нынешнее положение Солнца. Когда Солнце приблизительно через 5 миллиардов лет станет красным гигантом, то его размеры почти сравняются с размерами марсианской орбиты, а окружающий ее молекулярный слой будет простираться далеко за пределы орбиты Марса. Изображение с сайта NOAO.

Foreseeing the Sun's Fate: Astronomical Interferometry Reveals the Close Environment of Mira Stars - NOAO Press Release