статья Черных дыр рождается все больше и больше

21.08.2003
Chandra составляет карту рентгеновского излучения, чтобы разглядеть тайны Вселенной. Изображение NASA с сайта www.nature.com

Молодые черные дыры, поглощающие разогретый газ в ядрах галактик, представляют на сегодняшний день более привычное явление, чем это было 10 млрд лет назад. Такой вывод был сделан на основе данных, полученных в ходе последнего рентгеновского обзора окружающего нас космоса, выполненного с помощью орбитальной рентгеновской обсерватории "Чандра" (Chandra).

Это открытие подтверждает давние подозрения астрофизиков насчет того, что действие черных дыр, скрытых от нас, обитающих на нашем так сказать космическом "заднем дворе", является едва ли не определяющим для всей структуры общегалактического "дома", это вовсе не какие-то экзотические древние мастодонты, давно отыгравшие свою роль в те времена, когда галактики только начали формироваться. Влияние черных дыр на развитии современных галактик ничуть не меньше.

Черные дыры, например, скрываются в ядрах большинства галактик, правда, чаще всего их не так-то просто обнаружить. Но зачастую межзвездный газ, попадая в их мощные гравитационные сети и устремляясь к невидимому коллапсару, разогревается до миллионов градусов и при этом активно излучает в рентгеновском диапазоне. Нил Брандт (Niel Brandt) из Университета штата Пенсильвания вместе со своими коллегами занимался поиском следов этого излучения с помощью "Чандры".

"Число таких активных галактических источников на небе просто потрясает воображение, - говорит Брандт. - В рентгеновском диапазоне мы видим в десять раз больше галактик, чем при самых детальных оптических обзорах, например, с использованием космического телескопа "Хаббл" (Hubble)".

Группе Брандта удалось обнаружить множество источников рентгеновского излучения - относительно близких маленьких черных дыр и более редких и крупных вдалеке. Причем число мелких активных черных дыр увеличивается, а большие постепенно "испаряются" и "гаснут".

"Это заставит теоретиков переосмыслить процессы роста сверхмассивных черных дыр", - говорит Эми Барджер (Amy Barger) из Университета Висконсина, также принимавший участие в исследованиях. Черные дыры, как теперь считается, появились в самый ранний период истории Вселенной, вокруг них формировались галактики, которые затем росли и объединялись за счет коллизий вроде межгалактических столкновений.

Менее детальные рентгеновские обзоры, выполненные за последнюю пару лет, уже дали понять, что воздействие черных дыр на общегалактические процессы в наше время столь же велико, как в далеком космическом прошлом. Но оставались пропущенными некоторые очень слабые активные галактические источники. Теперь этот пробел в "переписи" таких рентгеновских источников почти заполнен. Однако и в этом случае некоторые активные черные дыры не были обнаружены, это касается даже мощных звездных вспышек и квазаров, скрытых от нас пылевыми облаками.

Вард уверен: еще более подробные рентгеновские обзоры совершенно необходимы, чтобы отыскать скрытые до сих пор черные дыры. "Я разочарован космическими планами на ближайшее десятилетие в том, что касается новых рентгеновских миссий", - говорит он. Впрочем, отчасти ситуацию может исправить Космический инфракрасный телескоп (Space Infrared Telescope Facility) NASA, который планируется запустить буквально на днях - его должны будут вывести с помощью ракетоносителя "Дельта-2" 23 августа (либо 24-го - в связи с задержкой предыдущего старта с космодрома на мысе Канаверал носителя "Титан-4В" с американским спутником-шпионом). Он позволит увидеть миллионы галактик и их активные черные дыры, скрытые от нас космической пылью. "Перепись" черных дыр тогда, возможно, придется проводить заново.

Deep X-ray scan reveals black-hole baby boom - Nature