новость Ихтиозавры предпочитали черепаховый суп, но диета к добру не привела

23.07.2003
Ихтиозавры. Рисунок с сайта www.oceansofkansas.com/ichthyosaur.html

Ихтиозавры - древние морские рептилии, "рыбоящеры", отдаленно похожие на дельфинов, - были на самом деле изрядными гурманами и всем блюдам предпочитали маленьких черепашек. Диета, возможно, и привела их к вымиранию, говорят палеонтологи.

Ихтиозавры (Ichthyopterygia) жили 230-90 млн лет назад, в мезозойскую эру, в эпоху владычества динозавров. Это первые живородящие рептилии на Земле. Раньше считалось, что они питались главным образом ныне вымершими крошечными головоногими молюсками - белемнитами. Теперь выяснилось, что эти древние ящеры были более всеядными.

Бен Кер (Ben Kear) из Южноавстралийского музея (South Australian Museum) в Аделаиде и его коллеги изучили содержимое желудка 110-миллионолетней окаменелости ихтиозавра. Они нашли среди полупереваренных останков рыбешек, детенышей черепах и даже маленькую птицу - ихтиозавр, вероятно, заглотнул ее труп.

Столь разнообразный вкус рептилии ставит под сомнение ту широко распространенную гипотезу, что вымирание ихтиозавров вызвано исчезновением их основной пищи - белемнитов. Теперь Кер предлагает другую версию: упадок владычества морских тварей наступил потому, что они проиграли соревнование за пищу с другими морскими рептилиями или со здравствующей и поныне костистой рыбой.

Ихтиозавры вызывают особый интерес палеонтологов постольку, поскольку они, подобно современным китам и тюленям, появились от предков, живших на суше. Эти твари имели рыбообразные тела, хвост и плавники, которые развились из ног наземных предков.

Ichthyosaurs ate turtle soup - Nature