статья Мерцающие квазары и кокон вокруг Солнечной системы

Максим Борисов, 11.12.2002

Группа радиоастрономов во главе с профессором Барни Рикеттом (Barney Rickett) из Калифорнийского университета нашла объяснение странным колебаниям в интенсивности радиоволн, исходящих от одного из самых энергичных, таинственных и пугающих астрономических объектов, - квазара, расположенного приблизительно в 10 млрд световых лет от Земли и обозначенного как PKS 0405-385. До настоящего времени уже множество астрономов ломало голову над этой загадкой, предполагалось, что подобные энергетические колебания вызывали какие-то внутренние изменения непосредственно в квазарах. Возникали некие экзотические теории, в которых теперь нет необходимости.

Наблюдаемый эффект мерцания удалось приписать тонкому слою межзвездного материала, расположенному в 70 световых годах от Земли. В этот своеобразный пузырь или кокон помещена не только вся Солнечная система, но и несколько ближайших звезд. Возможно, это давний остаток некой вспыхнувшей в этом районе сверхновой. Этот гигантский космический "пузырь" поляризует радиоволны, идущие от квазара к Земле, считает Рикетт. Это похоже на мерцание звезд в атмосфере Земли. Звездный свет проходит через бурные водовороты воздуха, заставляя звезды гаснуть и вспыхивать с новой силой. Точно так же радиоволны, прошедшие около 10 млрд световых лет от квазара, гаснут, взаимодействуя с более плотным, чем окружающая межзвездная среда, слоем, состоящим из ионизированных частиц газа.

Рикетт обнаружил явление межзвездного мерцания еще в 1969 году. Интересно, что этот эффект проявляется только с компактными источниками эмиссии. Подобно тому, как не мерцают планеты в земной атмосфере, поскольку представляют собой диски сравнительно крупного размера по сравнению с практически точечными источниками света - звездами, только самые крошечные квазары производят подобный эффект в радиоволнах.

Новая работа согласуется с выводами, полученными другой группой астрономов, исследовавших другой квазар прошлым летом. Результаты этих исследований позволяют точнее оценить температуру и размеры излучающих объектов, которые теперь полностью совместимы с общепринятой теорией. Согласно этой теории, излучение квазара рождается за счет разогрева вещества, поглощаемого супермассивными (весом в миллиарды обычных звезд) черными дырами, расположенными в галактических ядрах. Захваченное звездное вещество устремляется по спирали к черной дыре, образуя аккреационный диск, ярко излучающий во всех волновых диапазонах. Квазары - самые яркие объекты во Вселенной, они излучают не только радиоволны, но и инфракрасные лучи, видимый свет, ультрафиолет, рентгеновские лучи и в отдельных случаях гамма-излучение.

Наш собственный Млечный путь тоже имеет в своем центре супермассивную черную дыру, но эта черная дыра не очень активна, поэтому вряд ли кто извне сможет квалифицировать ядро нашей Галактики как квазар.

Квазары (quasar, сокращение от английских слов quasi-stellar radio source - квазизвездный источник радиоизлучения), были обнаружены в 1960 году как источники радиоизлучения с очень малыми угловыми размерами (меньше 10'') и затем отождествлены со слабыми оптическими объектами. В начале 60-ых их считали довольно близкими экзотическими объектами. Но измерение красного смещения линий в спектре исходящего от них света показало, что квазары удалены от нас на миллиарды световых лет. Таким образом, они - реликты ранней Вселенной. Любой объект, находящийся от нас на расстоянии 10 миллиардов световых лет, выглядит таким, каким он был 10 миллиардов лет назад, это время потратил свет, чтобы достигнуть земных телескопов.

NBCSandiego.com