новость Эйнштейн устоял перед пульсарами

10.07.2008

PSR J0737-3039A/B - это единственная известная на сегодняшний момент система, состоящая сразу из двух пульсаров - то есть двух нейтронных звезд, обращающихся одна возле другой и при этом наблюдаемых с Земли (с расстояния 1700 световых лет) как "радиомаяки" - радиопульсары.

С момента обнаружения в 2003-2004 гг. этой уникальной космической конфигурации ей прочили славу едва ли не лучшего тестера Общей теории относительности Альберта Эйнштейна. Пару лет назад уже публиковались результаты проверки на основе этой системы релятивистских эффектов, вызываемых экстремальной гравитацией пары сверхплотных нейтронных звезд. А теперь астрономы из канадского Университета МакГилл (McGill University, Монреаль) и других учреждений Канады, США, Великобритании, Франции и Италии измерили параметры предсказанной ОТО релятивистской прецессии вращения PSR J0737-3039B (если ОТО не верна, то этой прецессии не было бы вовсе или же она была бы иной). Знаменитая теория, которой исполнилось уже 93 года, не ударила в грязь лицом и с честью выдержала новое испытание (соответствующая статья опубликована 4 июля 2008 года в журнале Science).

В ходе исследований научная группа пользовалась данными, полученными за четыре прошедших года крупнейшим в мире полноповоротном радиотелескопом имени Роберта Бёрда (Robert C. Byrd Green Bank Telescope - GBT, диаметр 100 метров) в Грин-Бэнк в Западной Вирджинии, принадлежащим американскому Национальному научному фонду (National Science Foundation - NSF). Этому же радиотелескопу в свое время была отведена важная роль при открытии системы PSR J0737-3039A/B.

Observations of unique twin-pulsar star system show effects of general relativity - McGill University – Newsroom