новость Найден ген эгоизма

10.04.2008
Хромосомы. Фото с сайта joannenova.com.au

Исследователи из Еврейского университета в Иерусалиме (Hebrew University of Jerusalem) обнаружили взаимосвязь между геном AVPR1a и бестактным поведением в экономическом упражнении "Игра в диктатора". В этой экономической игре участник может жертвовать имеющиеся средства, а может отбирать их у других участников игры. Оказалось, что участники с аномально развитым геном получают удовольствие, только отбирая средства. Можно предположить, что самые знаменитые диктаторы, правившие ранее на нашей планете и правящие теперь, генетически не способны получать удовольствие от альтруистического поведения. Впрочем, конкретные механизмы воздействия гена на поведение выявить пока не удается.

Руководитель научной группы Ричард Эбштейн и его коллеги решили заняться изучением AVPR1a, потому что он, как известно, формирует в мозгу рецепторы для распознавания вазопрессина - гормона, ответственного за альтруизм и "просоциальное" поведение. При исследованиях степных полевок было показано, что данный гормон играет важную роль в процессе формирования тесных социальных групп у этих грызунов.

Группа Эбштейна решила проследить, как различие в выраженности этого рецептора в человеческом мозгу влияет на поведение людей - делая их более или менее щедрыми. Были исследованы образцы ДНК двух сотен студентов-добровольцев, игравших в "диктатора" (причем название игры вслух не произносили, чтобы оно не повлияло на поведение испытуемых). Студентов поделили на две группы: "диктаторы" и "получатели". Каждому диктатору сказали, что он получит 50 шекелей (около 14 долларов), но может поделиться этой суммой с получателем, которого никогда не увидит. Таким образом, состояние получателя полностью зависело от щедрости диктатора.

Как сообщается в докладе Эбштейна и его коллег в журнале "Гены, мозг и поведение" (Genes, Brain and Behavior), около 18% "диктаторов" оставили себе всю сумму, треть их поделила деньги поровну и только 6% раздали все деньги. Взаимосвязи между полом участников и их поведением ученые не обнаружили, однако нашли зависимость тактики, избираемой тем или иным участником, от длины его гена AVPR1a: чем ген был короче, тем эгоистичнее выглядело поведение. Неясно, каким образом длина гена AVPR1a влияет на рецепторы вазопрессина. Можно предположить лишь, что ген контролирует не число рецепторов, а их распределение в мозгу. Эбштейн считает, что рецепторы вазопрессина в мозгу людей с коротким AVPR1a могут располагаться таким образом, что человек не чувствует удовлетворение от акта дарения.

Конечно, исследователи, изучающие феномен человеческой щедрости, должны с большой осторожностью ссылаться на довольно примитивную "Игру в диктатора". В этом уверен специалист по таким играм Николас Бардсли из Университета Саутгемптона в Великобритании. Его собственное исследования свидетельствует о том, что игроки, обычно отдававшие деньги в роли диктаторов, с удовольствием воруют их у других игроков в играх, основанных на присвоении, а не на дарении. Это говорит о том, что, возможно, игроки, проявившие наибольший альтруизм в игре Эбштейна, фактически руководствовались простым желанием вписаться в игру, почувствовав, что от них ожидают такого поведения.

Если это так, то, возможно, поведение жестоких диктаторов обусловлено не ненасытной жадностью, а обыкновенным отсутствием социальных навыков, которое не позволяет им почувствовать, что от них ждут. Это вписывается в образ наивного, но жестокого диктатора, не способного дать адекватную оценку своим поступкам и взглядам.

Обнаружен "ген жестокости" - InoPressa.ru