статья Итальянские ученые утверждают, что нашли кратер, оставленный Тунгусским метеоритом

Максим Борисов, 12.11.2007
Метеорит. Изображение с сайта www.lenta.ru

Столетие спустя после того, как в районе реки Подкаменная Тунгуска в Сибири взорвался огромный болид, выкосивший тайгу на территории двух тысяч квадратных километров, ученым, наконец, удалось (как они утверждают) найти кратер, образовавшийся при падении таинственного космического объекта. Причем удача улыбнулась не российским ученым (которые изучали феномен на протяжении всех этих долгих лет, с первой экспедиции 1911 года), а итальянским (притом, что иностранных специалистов до начала перестройки в те места просто не пускали).

Согласно наиболее распространенным оценкам, болид взорвался (это случилось 30 июня 1908 года) на пяти- или десятикилометровой высоте, он передал при этом 10-15 мегатонн энергии - приблизительно в тысячу раз больше, чем при взрыве атомной бомбы над Хиросимой. Множество научных (и околонаучных) групп, исходивших эту малонаселенную местность, так и не смогли найти хотя бы один крупный фрагмент "Тунгусского метеорита" (на днях появилась, правда, информация о том, что обломок метеорита, тайно вывезенный из СССР, продается на интернет-аукционе eBay за 2,4 миллиона долларов, однако эксперты относятся к таким сообщениям скептически).

Кратер, относящийся к Тунгусскому метеориту, был обнаружен под озером Чеко, имеющим странную форму. Озеро уже изучалось в 1960-е гг., но не вызвало тогда особого интереса. В своей новой работе группа итальянских ученых использовала данные обследования озерного дна гидроакустическими методами. Озеро Чеко (диаметром 500 метров и глубиной 50 метров) находится приблизительно в восьми километрах к северу от предполагаемого эпицентра взрыва в труднодоступном незаселенном районе. До последнего времени было неясно, существовало ли оно до 1908 года (присутствие этого озера не отмечено ни на одной карте, датированной ранее 1928 года). Ранее считалось, что Чеко либо имеет карстовое происхождение, либо является древним вулканическим кратером, либо было создано впадающей в него рекой Кимчу. Такие заключения оставили исследовавшие озеро российские ученые. По их оценкам, отложения в озере, накапливавшиеся со скоростью 1 сантиметра в год, указывают на достаточно древнее (по крайней мере, несколько столетий) происхождение озера. Итальянцы же, исходя из анализа тех же осадочных пород, возраст озера существенно уменьшили - примерно до одного столетия (в августе появилась соответствующая публикация в журнале Terra Nova).

"Когда наша экспедиция была в районе Тунгуски [в 1999 году, Tunguska99], мы не могли еще сказать с уверенностью, заполнило ли озеро Чеко образовавшийся кратер, - пояснил руководитель группы геолог Лука Гасперини (Luca Gasperini) из Института морской геологии (Istituto di Geologia Marina - ISMAR) в Болонье. - На дне озера мы искали микрочастицы внеземного происхождения - не только изучили его очертания, но и получили пробы грунта. В результате изучение образцов осадочных пород и правильная форма озера позволили заключить, что мы имеем дело с кратером импактного происхождения [т.е. возникшим в результате столкновения с небесным телом]".

Гасперини утверждает, что несколько необычная форма озера - это результат удара о землю крупного фрагмента, отброшенного в сторону при взрыве Тунгусского метеорита и в результате пропахавшего почву. Это позволило обломку создать котлован соответствующей формы. "Мы предполагаем, что 10-метровый фрагмент [массой 1,5x106кг] избежал уничтожения во время взрыва и продолжил полет в первоначальном направлении, - говорит Гасперини. - Он двигался относительно медленно, со скоростью приблизительно 1 километра в секунду. Озеро как раз расположено на вероятном пути следования космического тела. Этот фрагмент погрузился в мягкий болотистый грунт и расплавил слой вечной мерзлоты, выпустив при этом определенное количество CO2 [двуокиси углерода], водяного пара и метана, которые расширили изначальную щель, придав озеру форму, не совсем характерную для кратера импактного происхождения. Наша гипотеза - это единственное разумное объяснение воронкообразной формы дна озера Чеко".

Работа итальянских исследователей уже вызвала большой резонанс в научном сообществе. Одним из самых интересных вопросов считается природа Тунгусского феномена - была ли это комета или небольшой астероид? Гасперини считает, что их гипотеза совместима с обоими вариантами: "Если объект был астероидом, то выживший фрагмент может быть похоронен под озером. А если это была комета, то ее химическая "подпись" должна обнаруживаться в самых глубоких слоях отложений".

Гасперини и его коллеги с физического факультета Университета Болоньи (Dipartimento di Fisica dell'Università di Bologna) планируют возвратиться в Сибирь в следующем году, чтобы еще дальше продвинуться в решении столетней загадки... "Мы хотим провести бурение дна озера с тем, чтобы добиться окончательной проверки нашей гипотезы и тем самым попробовать разгадать тайну Тунгуски", - заявил он.

Crater From 1908 Russian Space Impact Found, Team Says - National Geographic