новость У радиогалактики M87 нашли вторую струю

08.10.2007

Псевдоцветное изображение радиогалактики M87.
Y.Y. Kovalev, MPIfR Bonn

Одна из ярчайших галактик на земном небе - M87 (87-й номер по каталогу Мессье) - находится в созвездии Девы в 50 миллионах световых лет от Земли. Предполагается, что в центре M87 (как и в центрах многих других галактик) содержится сверхмассивная черная дыра. Группа исследователей из разных стран, ведущая роль в которой принадлежала выпускнику Астрономического отделения Физического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова Юрию Ковалеву (Yuri Kovalev), работающему в московском Физическом институте им.П.Н.Лебедева (ФИАН) РАН и германском Радиоастрономическом институте общества имени Макса Планка (Max-Planck-Institut für Radioastronomie - MPIfR) в Бонне, изучила центральный регион этой галактики с помощью сети радиотелескопов (основу которой составляет американская система VLBA), действующих в режиме радиоинтерферометра со сверхдлинной базой (РСДБ). Соответствующая публикация в журнале Astrophysical Journal Letters планируется 10 октября (онлайновая публикация уже доступна).

Длина принимаемых радиоволн составляла два сантиметра. Разрешение полученного изображения в 50 раз превысило разрешение снимков со знаменитого космического телескопа "Хаббл" (Hubble), работающего в видимом (оптическом) диапазоне. Впервые наряду с уже известным потоком вещества от черной дыры, направленным к Земле (коллимированным радиоджетом - струйным выбросом ионизированных частиц, движущихся с релятивистскими скоростями), наблюдался давно теоретически предсказанный радиоджет, направленный в противоположную сторону (симметрично по отношению к черной дыре, перпендикулярно по отношению к "питающему" ЧД аккреционному диску). Расстояние, на которое простирается такой джет, превышает 5 тысяч световых лет (см. соответствующий видеоклип).

Галактика M87 (Messier 87) была открыта еще в 1781 году французским астрономом Шарлем Мессье. Это центральный объект галактического скопления в Деве. M87 была одной из первых (ввиду ее близости) идентифицирована как радиогалактика Согласно современным теориям, энергетическим источником ярких радиогалактик служит их центральная сверхмассивная черная дыра. В случае M87 этот объект в три миллиарда раз превосходит массу нашего Солнца.

Scharf beobachtet - Jets im All. Max-Planck-Forschern ist das bisher beste Radiobild der Galaxie M87 gelungen