статья Обезьянам и младенцам знакомо понятие абстрактного числа

Максим Борисов, 15.02.2006
Элизабет Брэннон из Университета Дьюка. Фото с сайта www.dukenews.duke.edu

Американские нейробиологи-когнитивисты сумели показать, что даже семимесячные младенцы, которые еще не научились говорить, уже обладают понятием абстрактного числа. Эти "младенческие математические способности" удалось выявить благодаря установлению однозначного соответствия между числом человеческих голосов, услышанных маленькими испытуемыми, и количеством говорящих лиц, которые они ожидают вслед за этим увидеть. Исследовательницы Керри Джордан (Kerry Jordan) и Элизабет Брэннон (Elizabeth Brannon), соответственно аспирант и доцент из Университета Дьюка (DukeUniversity), обнародовали свои результаты в текущем выпуске Proceedings of the National Academy of Sciences ("Слушаний национальной Академии наук").

Брэннон и Джордан придерживаются того мнения (а оно разделяется далеко не всеми биологами, психологами и лингвистами), что существует какой-то первичный ментальный механизм, лежащий в основе восприятия чисел, и он не зависит от конкретного языка (не зависит собственно даже и от наличия языка) и имеет эволюционное происхождение. Обнаружение такой числовой перцепции (восприятия) через ощущения, по мнению исследователей, наглядно доказывает тот факт, что младенцы действительно (еще до развития речевых навыков) воспринимают абстрактный смысл числовых понятий, не ограничиваясь лишь благоприобретенным специфическим чувством. Предыдущие же эксперименты на эту тему приводили к внутрипротиворечивым и сомнительным результатам.

Для того чтобы повысить надежность экспериментов, Джордан и Брэннон использовали те же самые приемы, что легли когда-то в основу другого их экспериментального проекта (осуществленного с участием германского Института биологической кибернетики Общества имени Макса Планка), продемонстрировавшего прежде, что обезьяны, как и люди, обладают понятием числа. В ходе тех экспериментов исследователи давали обезьянам услышать голоса двух или трех животных, издававших привычное "воркование". И в то же самое время испытуемым обезьянам предоставлялся выбор: следить за видеокадрами с изображением двух либо трех воркующих соплеменников. Выяснилось, что обезьяны определенно хотели видеть картинку, соответствующую числу обезьян, которых они услышали.

Точно так же в случае с семимесячными младенцами ученые давали детишкам услышать голоса двух или трех женщин, говорящих "look" ("Смотри!"). Одновременно с этим младенцы могли выбирать между видео с изображениями двух или трех женщин, говорящих это слово. Точно так же, как и обезьяны, дети гораздо дольше задерживали взгляд на видеокадрах, которые соответствовали количеству говорящих. Нужно отметить, что сходные эксперименты, проведенные другими исследователями, не продемонстрировали столь однозначных результатов, но Брэннон уверена в том, что в этом повинна лишь неправильная постановка экспериментов.

"Прежде всего, они использовали произвольные стимулы, такие как множество объектов и звуки, подобные барабанному бою, а не релевантные человеку и животным стимулы. Мы не можем сказать наверняка, что именно это было основной проблемой, но это кажется наиболее вероятным, - говорит Брэннон. - Кроме того, в тех экспериментах звуки раздавались один за другим, последовательно, а не параллельно, так что сама продолжительность этих звуковых последовательностей становилась потенциальной проблемой. Ну и, наконец, предыдущие эксперименты использовали одних и тех же субъектов для многократных тестов, и эти субъекты, возможно, научились связывать какие-то не относящиеся к числам факторы (такие, как длина последовательности барабанных боев или интенсивность звука) с числовыми размерами". Напротив, Джордан и Брэннон с каждым ребенком проводили только один-единственный эксперимент для того, чтобы младенцы не имели возможности получить какой-либо дополнительный стимул (точно также было и с обезьянами, важна была именно первичная, никак не вознаграждаемая реакция, чтобы исключить "загрязнение" экспериментальных данных желанием животных и детей каким-либо образом угодить исследователям, угадать, что от них собственно хотят). К тому же в экспериментах задействовались разные органы чувств младенцев и обезьян (слух и зрение), что позволяло в принципе разорвать однозначную связь между количеством предметов и перейти на "абстрактный уровень".

"По результатам наших экспериментов мы заключаем, что младенцы демонстрируют наличие внутреннего представления 'двойственности' или 'тройственности', которое никак не связано с сенсорной модальностью и таким образом отражает абстрактный внутренний процесс, - говорит Брэннон. - Эти результаты свидетельствуют в пользу теории, согласно которой и у неговорящих младенцев, и у невербальных животных есть какая-то особая система мышления, позволяющая им представлять числа".

В дальнейшем исследовательницы планируют выявить у младенцев и обезьян наличие или отсутствие понятия чисел, превышающих двойку и тройку, и исследовать все эти "начальные математические способности" более детально. Они также попытаются выяснить, смогут ли обезьяны в явном виде найти соответствия количества звуковых последовательностей числу объектов, проверив их с помощью чувствительного к прикосновениям экрана (пользуясь которым обезьяна должна будет выбрать между двумя визуальными множествами).

Подобные исследования в принципе имеют очень большое значение, поскольку предоставляют нам шанс не только убедиться в эволюционном происхождении способностей к счету, но и выявить тот путь, которым эти способности (числовая парадигма) развивались у людей.

Baby Got Math. Seven-month-olds show an abstract numerical sense before they can even talk - Duke University - News