статья Буш: полночь близится

Владимир Абаринов, 19.01.2009
Владимир Абаринов

Владимир Абаринов

Когда придет черед туда отправиться,
Без нас с тобою мир прекрасно справится.
Поверь, Незаменимейший Сегодня,
Что вместо нас пятьсот других объявится!

Редьярд Киплинг. (Перевод Г. Симановича)

Церемониал торжественных проводов на покой президента, отслужившего свой срок, в США не сложился. А как было бы славно: собираются с фальшивыми улыбками на лицах сотрудники аппарата Белого Дома, дарят пенсионеру тапочки или самовар с гравировкой "От сослуживцев на добрую память", подносят виновнику торжества приветственный адрес: "Под Вашим чутким руководством... Вы прошли тернистым путем свершений... были мудрым наставником молодежи... принципиальным борцом за идеалы... беззаветно преданы... и в личной жизни..."

Такого ритуала не бывает, потому что вместе с президентом уходят и все его подчиненные - новая метла метет чисто. У пословицы, кстати, есть и продолжение: пока не запылится.

Президенты уходили по-разному. В марте 1801 года второй президент США Джон Адамс за несколько часов до инаугурации Томаса Джефферсона незаметно уехал из Вашингтона в наемном экипаже, чтобы не присутствовать на церемонии вступления в должность своего заклятого врага. Точно так же поступил в 1829 году его сын, шестой президент Джон Квинси Адамс, проигравший выборы Эндрю Джексону. Адамс-старший известен еще и тем, что вплоть до своей последней ночи в Белом Доме подписывал распоряжения о назначениях на несменяемые судейские должности; эти назначенцы вошли в историю как "полуночные судьи".

Вопрос, куда бы пристроить бывших президентов, сильно беспокоил одного из отцов-основателей Александра Гамильтона - он опасался, что оставшийся не у дел лидер сделается источником угрозы. "Будет ли способствовать общественному миру и устойчивости власти, - риторически вопрошал Гамильтон, - если по стране будут слоняться полдюжины людей, некогда признанных достойными занимать высший пост, а теперь, как беспокойные призраки, взирающих на то, чем они никогда более не смогут обладать?"

Испытание и впрямь оказалось тяжким для многих. До Дуайта Эйзенхауэра бывшие президенты не получали никакой пенсии и должны были, если не имели состояния, искать средства к существованию. Миллард Филмор, 13-й президент, тщетно добивался от Конгресса назначения пенсии экс-президентам, утверждая, что многие из них бросили прибыльное дело ради службы отечеству. "Это национальный позор, - писал он, - что бывших президентов, людей, занимавших самый высокий пост в стране, бросают на произвол судьбы. Иному, глядишь, придется держать съестную лавку в каком-нибудь захолустье, чтобы заработать на хлеб насущный".

"Куда проще было бы, - с мрачным сарказмом говорил Гровер Кливленд, - если бы каждый президент просто умирал в конце срока - ни забот с ним, ни хлопот". Уильям Говард Тафт в тон ему добавил, что наилучшим решением проблемы была бы "доза хлороформа... после чего бренные останки президента, безболезненно отошедшего в мир иной, предавались бы пламени погребального костра".

Нынешним отставным президентам думать о куске хлеба не приходится. По закону 1958 года они получили множество бесплатных благ, начиная от лечения в лучших военных госпиталях и кончая подпиской на газеты и журналы. Им предоставляется охрана, штат секретарей и помощников, помещения для личных архивов, у них нет проблемы с оплатой поездок и ночлегом в Вашингтоне. Привилегии год от года умножаются. Пенсия экс-президента в настоящее время - 186 тысяч долларов в год. Сегодня содержание бывших президентов обходится казне дороже, чем содержание Белого Дома.

Чем заняться бывшему президенту? Если ты не дряхлая развалина, а человек, полный сил и энергии, - а президент Буш отличается отменным физическим здоровьем - что делать в этом случае? Надо искать новое занятие. А какая же работа может сравниться с должностью главы государства? Любая будет понижением.

Джордж Буш уже давно начал иронизировать на тему своего ухода. В прошлом месяце он и первая леди приехали в Национальную портретную галерею в Вашингтоне, чтобы снять покрывала со своих свеженаписанных портретов. Президент начал свое выступление так: "Спасибо что пришли. Я так и предполагал, что здесь соберется большая толпа, когда узнают о моем предстоящем повешении".

Он, конечно, отдает себе отчет в своей непопулярности, но бывали примеры, когда с течением времени историки и политологи пересматривали свою оценку. Так было с Гербертом Гувером, Гарри Трумэном. А заслуги Джимми Картера после ухода в отставку современники оценили выше, чем его деятельность в Белом Доме.

Справедливо это или нет, уходящий глава государства считается виноватым во всех бедах, приключившихся за время его президентства: от разрушительного тропического урагана до финансового кризиса. Но Тацит учит нас судить правителя sine ira et studio - "без гнева и пристрастия". Так каков же объективный послужной список Буша-младшего?

Он пришел в Белый Дом с сугубо мирной повесткой дня и обещанием вернуть институту президентства достоинство, утраченное Клинтоном. Известие о террористической атаке 11 сентября застало его во Флориде, в начальной школе, куда он приехал с целью пропаганды своего плана реформы школьного образования. Второклашки читали ему хором книжку вслух, когда помощник Эндрю Кард подошел к нему и взволнованно зашептал что-то в ухо. Представляю на его месте Альберта Гора и предполагаю: тот пальнул бы ракетами в белый свет как в копеечку, как сделал Клинтон после взрыва ВТЦ 1993 года, но на полномасштабную глобальную войну с террором не решился бы. Война с Талибаном и "Аль-Кайдой" была абсолютно правильным, а главное - единственно возможным решением. Бен Ладен явно не ожидал такого отпора.

Иракская война - разговор особый. Демократы столь рьяно критиковали ее, что у публики создалось впечатление, что война эта не только не была нужна, но и стала огромным бедствием для страны. На самом деле война с Ираком по своим масштабам и последствиям не идет ни в какое сравнение с вьетнамской, в которую Америку втравил кумир либералов Джон Кеннеди, причем вооруженные силы были тогда не добровольными, как теперь, а формировались по призыву. Ликвидация режима Саддама была необходима не потому, что у него было оружие массового уничтожения (не стоит путать casus belli с подлинными причинами войны), и не потому, что он тиранил собственный народ (хотя это святая правда), а потому, что он коррумпировал всю международную политику, и поделать с этим ничего было нельзя, поскольку наиболее коррумпированные страны - Россия, Китай и Франция - противились любым серьезным мерам против Ирака. Ошибкой была не война, а послевоенные решения. Как бы то ни было, военное присутствие США в Ираке подходит к концу. Преемник, впрочем, отнюдь не намерен вернуть войска домой: он объявил центральным фронтом борьбы с террором Афганистан, и высвободившиеся силы будут направлены туда.

Чего я лично не могу простить Бушу, так это расширения полномочий "органов", и главное - внесудебного прослушивания телефонов американских граждан, не подозреваемых ни в каких преступлениях. Как бы должностные лица ни оправдывали этот шаг, для меня это явное и вопиющее нарушение Конституции, согласно которой обыск (а прослушку американское законодательство приравнивает к обыску) может проводиться лишь по постановлению суда и в соответствии с судебным ордером.

Засим, г-н президент, позвольте откланяться. Вы сделали все, что могли, в силу своего разумения. Со многим я согласен, но объяснить вам, почему нельзя подслушивать чужие разговоры, я не в силах. Этому учат в раннем детстве. Жаль, что ваша матушка, такая славная, добродушная и насмешливая, не внушила вам эту простую истину.

Америка перевернула страницу. Да будет новая лучше, умнее и милосерднее прежней.

Владимир Абаринов, 19.01.2009